Клуб Степняка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Клуб Степняка » Куды бечь? Капитализм vs социализм » Куды бечь? Капитализм vs социализм, часть 61


Куды бечь? Капитализм vs социализм, часть 61

Сообщений 1081 страница 1100 из 2000

1081

механик написал(а):
Stepnyak написал(а):

В Европе призвали честно признать причину начала украинского конфликта
27 Мая 2025

Запад не в состоянии признать ключевую причину украинского конфликта, отсюда и полное непонимание нынешней ситуации, заявил бывший советник НАТО и полковник Генерального штаба Швейцарии в отставке Жак Бо.

«Запад неспособен понять коренные причины конфликта. Ключевым вопросом стали люди, население. На Украине это этнические русские, которые подвергались угнетению. Их права попрали еще в феврале 2014 года, поэтому все началось в Донбассе и Крыму», — приводит его слова РИА Новости.

Аналитик особо отметил, что есть еще много других причин, в том числе и расширение НАТО. Но именно действия киевского режима в отношении русскоговорящего населения Донбасса стало ключевой причиной начала СВО.

«Вместо того, чтобы прийти к решению, а именно — к Минским соглашениям, власти Украины продолжили стрелять по своим же гражданам», — заключил Бо.

Еще раз подчеркивает, что мнение европейцев совсем неоднородно. Цельные и серьезные люди понимают истоки конфликта. Их немало и этим нужно пользоваться.

Тут вон выяснилось, что Луна неоднородна, а вы хотите мнение европейцев...

0

1082

PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):

Если ханьцы проплатят Падре, то обретут вернейшего защитника уже их лунной аферы.

А это уже оскорбление. Причем грубоватое и по форме, и по содержанию.
Желаете перейти на "международный" язык?

Мне незнаком ни один из "могликов" кто не сидел бы на американском коште.

0

1083

Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):

Если ханьцы проплатят Падре, то обретут вернейшего защитника уже их лунной аферы.

А это уже оскорбление. Причем грубоватое и по форме, и по содержанию.
Желаете перейти на "международный" язык?

Мне незнаком ни один из "могликов" кто не сидел бы на американском коште.

Это ваши проблемы.
Ну что, переходим на русский устный, или извинитесь?

0

1084

PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):

По существу что бы я не сказал, вам пофуй.
Точнее - что бы я не сказал ПО СУЩЕСТВУ, вам что в лоб, что по лбу - один фуй.

Как можно профукать бесценнейшие технологии пилотируемых полетов на Луну? Потом и кровью доставшиеся.

Ну и? Кому эти "бесценные технологии" нужны? "Потом и кровью доставшиеся"...
И встречный вопрос - как можно было профукать технологии создания шатлов? Что в СССР, что в США... Потом и кровью доставшиеся... И причем немалой кровью...

Все объяснимо очень просто, планов громадье в обеих державах того времени не сопрягалось с их возможностями.
Одна держава решилась на лунную аферу, другая благоразумно воздержалась, теперь немоглики умывают руки.

0

1085

PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):

Еще раз спрашиваю - зачем туда лететь? Ну если не знаете зачем, то ответьте хотя бы за каким?
Ответить можете, или так и будете ...деть не по делу?

Хе хе. Зачем туда лететь? На фуй не надо. Еслив бы Вы спросили на чём туда лететь. Я бы ответил, на фуе, на фую ли.
Нет средств доставки на Луну, и никогда их не было.

Ну вот, вы сами признали, что на Луну "на фуй" не надо.
Тогда стесняюсь спросить... А если не надо, то на кой создавать средства доставки?
Тратить кучу бабла, времени, людских и материальных ресурсов и создавать никому не нужную вундервафлю...
Логика где? Или она у вас отсутствует как сущность?

Сколько мона говорить, достигнете Луны, потом говорите о целесообразности. А то, не побывав на Луне вопить что там нефуй делать.
Слабейшая отмазка в пользу Ваших американских кураторов.

Отредактировано Листар Шиферов. (2025-05-27 12:36:42)

0

1086

PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):

А это уже оскорбление. Причем грубоватое и по форме, и по содержанию.
Желаете перейти на "международный" язык?

Мне незнаком ни один из "могликов" кто не сидел бы на американском коште.

Это ваши проблемы.
Ну что, переходим на русский устный, или извинитесь?

Предоставьте папиры что Вы не завербованы ханьцами.

0

1087

механик написал(а):
Stepnyak написал(а):

В Европе призвали честно признать причину начала украинского конфликта
27 Мая 2025

Запад не в состоянии признать ключевую причину украинского конфликта, отсюда и полное непонимание нынешней ситуации, заявил бывший советник НАТО и полковник Генерального штаба Швейцарии в отставке Жак Бо.

«Запад неспособен понять коренные причины конфликта. Ключевым вопросом стали люди, население. На Украине это этнические русские, которые подвергались угнетению. Их права попрали еще в феврале 2014 года, поэтому все началось в Донбассе и Крыму», — приводит его слова РИА Новости.

Аналитик особо отметил, что есть еще много других причин, в том числе и расширение НАТО. Но именно действия киевского режима в отношении русскоговорящего населения Донбасса стало ключевой причиной начала СВО.

«Вместо того, чтобы прийти к решению, а именно — к Минским соглашениям, власти Украины продолжили стрелять по своим же гражданам», — заключил Бо.

Еще раз подчеркивает, что мнение европейцев совсем неоднородно. Цельные и серьезные люди понимают истоки конфликта. Их немало и этим нужно пользоваться.

Почему испортились немецко-российские отношения? Первая причина - конфликт на Украине. Элиты Германии восприняли две майдановские революции (2004-2014) как рвение украинцев на Запад, «на свободу» и к европейскому благосостоянию. А Россия Украину считает своей (не западной), и не хочет отпускать ее в Евросоюз и НАТO. Германия как лидер Евросоюза становится «покровителем» Украины. Второй момент - борьба цивилизаций. Россия рассматривается в Германии как антипод либеральной модели Запада. Германия считает, что Европа - это Евросоюз, а Россия в ЕС не может войти, лишь как «ассоциированный член». Других положительных вариантов в Германии для развитие России, увы, не рассматривают. Третий аспект - исторический. На протяжение одного только 20 века, большевистская Россия являлась главным вызовом  Европы. Страсти Холодной войны никуда не ушли. Германия и Запад готовы дружить только с анти-имперской Россией. В четвертых, немецкая пресса фактически с 1990х годов пишет только плохо о России, поучает ее азам демократии, критикует ее экономическую отсталость и коррупцию. В немецком обществе создались превратные представления о российской реальности. От туда - недооценка потенциала (в том числе военного) РФ и игнорирование российских глобальных интересов. И наконец пятый момент: Германия желает оставаться прочно в трансатлантической системе, под американским зонтиком и американским лидерством (сегодня Германия думает, что переживет Трампа и вернется к старым хорошим отношениям с США). России нет места, ни в трансатлантической (НАТО), ни в европейской (ЕС) архитектуре.

Сможет ли СВО изменить ситуацию? Да, европейская архитектура изменится, но в начале к более конфронтационный форме. Даже несмотря на то, что США выйдут из геополитической схватки, страны Северной Европы станут милитаризировать Европу против России, а Россия готовиться к дальнейшему противостоянию с Западом.

И все же: возможны ли восстановления немецко-российских отношений? Ведь сближение России и США может скоро случиться, посему европейцам не присоединиться к миротворчеству? Не верится, что Россия и Германия могут вернуться к противостоянию 1930х, 1950х, 1960х, а то и 1940х годов.

В Германии существует резерв для нормализации отношений. Это - восточногерманские бизнесмены, это - люди прагматического, а не идеологического склада ума, которые хотят восстановить поставки энергоносителей из России, а также левые силы, испытывающие ностальгические чувства к России. Это в основном избиратели АдГ, Союза Сары Вагенкнехт и партии «Левая», оставшиеся участники разных площадок для диалога.

Смена элит и поколений могут привести к изменению ситуации, правда не сразу. Сближение может произойти на почве понимания, что Германии не по силе поднять Украину. Конфликт Восток-Запад скоро сменится на более опасный конфликт Север-Юг; это сблизит стратегические интересы Германии и России. И наконец скоро все поймут, что мир окончательно стал многополярным, что миру нужны новые  совместные институты, что глобальная экономика не может управляться больше из Вашингтона, что в мировой системе появились новые центры - глобальный Юг, Большая Евразия, БРИКС - от которых впервые за историю Запад больше зависит, чем наоборот.

Александр Рар

0

1088

Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):

По существу Вам сказать нефуй. Как в неподготовленных скафандрах Олдрины играли в гольф на Луне?

По существу что бы я не сказал, вам пофуй.
Точнее - что бы я не сказал ПО СУЩЕСТВУ, вам что в лоб, что по лбу - один фуй.

Как можно профукать бесценнейшие технологии пилотируемых полетов на Луну? Потом и кровью доставшиеся.

Профукать было нельзя, если бы они были в реальности. Но их просто не было. Были декорации разной степени сложности.

В том числе - и  "декорация" F-1 "Х"   - реально существовавший ракетный двигатель , использованный в фейковой лунной ракете, обладавший меньшей тягой, чем требовалось.

Тут такое дело. В технике поставленную техническую задачу можно решить многими способами - более эффективными и менее эффективными, более технологичными и менее технологичными, более простыми и менее простыми, более дешевыми или более дорогими ...   
Когда я подвизался  в ВОИР , в рамках деятельности  областного совета ВОИР имел место небольшой лекторий и такой междусобойчик по обмену опытом и информацией.  С тех времен мне запал в память один практический пример с заменой более дорогого электромеханического устройства переключения (с соленоидом, фотоэлементом, небольшой электронной схемой на тиристоре) на совершенно примитивный стальной крючок  с пружинкой. Функционально девайсы работали одинаково , но в электромеханическом варианте было три десятка деталей, которые требовали монтажных работ , мало-мальской настройки и техобслуживания, имелось энергопотребление и соответственно, зависимость от наличия или отсутствия электропитания ,и т.п.  А крючок с пружинкой не требовали ничего. Крючок, правда, был немного фасонной формы, в "оригинале" - ручной работы (с планируемой заменой на штамповку/вырубку в один ход на станке. Пружинка была "стандартной"  - из подобранных типоразмеров.  В сравнении с электромеханическим девайсом пружинное стоило раз в 100 дешевле, не требовало ухода, электроэнергии и прочих дел, а при изготовлении из качественных материалов  с запасом ресурсной надежности было вечным.   Т.е это техническое решение было просто ЛУЧШЕ. Но и электромеханическое тоже было вполне работоспособным.

Теперь что касается F-1.  Решение самой задачи создания ракетного двигателя с тягой в 700 тонн можно было по разному :  с восемью камерами сгорания, с четырьмя, тремя двумя, одной , на разных видах топлива, с разными схемами - открытой или закрытой , и т.д.
Ну , скажем , в габариты мифического сатурновского  F-1 по размерам , по весу  и по тяге вполне вписывался четверка кузнецовских НК-15/НК-33-1.  Причем совокупная тяга была бы выше - до 800+ тонн, а вес двигателя меньше  - 4 Х 1715 кг = 6860 кг (залитого), а у  F-1 - 9115 кг.
На пяти двигателях первой ступени  - выигрыш в 5 х (9115 - 6860) =  11,28 тонн полезной нагрузки !

Ну то есть иное техническое решение проблемы двигателя первой ступени с тягой в 700+ тонн ,отличное от F-1 , было  известно  с конца 60-х-начала70-х)  , оно было  более экономичным, менее материалоемким, более надежным (на стенде НК-33 отрабатывал по 4 с лишним часа , при том , что от него требовалось всего несколько минут работы на старте)    и технически совершенным.
   
ОДнако, в отличие от сказок "могликов" , что такой двигатель , как  F-1,  был не нужен , NASA таки сделало несколько серьезных попыток такой двигатель сделать, в т.ч. и путем обратного инжиниринга (т.е. копирования имевшегося в железе непользованного F-1  со склада.   

Самая  серьезная попытка имела место в 2013 году.

Основные  коллизии этой попытки описаны в этих двух статьях на английском  (в Яндекс-браузере их можно почитать по-русски онлайн переводом)  :

https://arstechnica.com/science/2013/04 … k-to-life/

Как НАСА вернуло к жизни чудовищный двигатель «лунной ракеты» F-1
История о молодых инженерах, которые воскресили двигатель, почти вдвое старше их самих.
Ли Хатчинсон – 15 апреля 2013 г. 04:00 |

и

https://arstechnica.com/science/2013/04 … of-thrust/

Новый ракетный двигатель F-1B модернизирует конструкцию эпохи «Аполлон» с тягой 1,8 млн фунтов
Dynetics и Pratt Whitney Rocketdyne перестраивают F-1 для использования в качестве ускорителя «Пириос».

Ли Хатчинсон – 15 апреля 2013 г. 04:00 |  163

https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2013/04/eande-f1bchart.jpg

Рисунок , который компания Dynetics использовала при испытаниях газогенератора, показывает основные различия между F-1 и предлагаемым F-1B.

НАСА потратило много времени и денег на возрождение ракетного двигателя F-1, который приводил в движение «Сатурн-5» в 1960-х и 1970-х годах. Недавно издание Ars провело неделю в Центре космических полётов имени Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, чтобы узнать подробности о том, как возникла эта идея. Но есть очень практичная причина, по которой НАСА устанавливает старые детали ракет на испытательный стенд и запускает их: его новейшая ракета-носитель может быть оснащена двигателями, которые выглядят, звучат и работают очень похоже на легендарную F-1.

Эта новая ракета-носитель, известная как Space Launch System, или SLS, в настоящее время разрабатывается в конструкторских бюро НАСА. Однако, согласно своему мандату, НАСА не будет строить ракету самостоятельно — оно позволит частным компаниям подавать заявки на получение прав на производство различных компонентов. Одна из потенциальных конструктивных особенностей SLS заключается в том, что вместо твердотопливных ускорителей, как у «Спейс Шаттла», SLS может использовать жидкостные ракетные двигатели, что сделает её первой американской ракетой с экипажем на борту за более чем 30 лет, в которой не используются твердотопливные ускорители.

Иными словами ,  для новейшей тяжелой ракеты системы  SLS , предназначенной в том числе и для лунных запусков,  NASA весьма нуждалось и по прежнему нуждается в двигателе типа  F-1  (так что моглики тут врут, что такой двигатель не нужен, потому что задач для него нет :  они имеются) 

Причем настолько нужен , что НАСА пошло на обратный инжиниринг , т.е. на копирование конструкции с возможной заменой прежних технологий и материалов на современные.   Положили на эту затею много времени и денег (заметьте , что по временем эта затея совпала с экспедицией Безоса - тот же 2013) , подняли много шуму для пиара, как это свойственно американским понторезам... А ПОТОМ ЗАТКНУЛИСЬ...  12 лет молчок от этой самой компании Dynetics (https://ru.wikipedia.org/wiki/Dynetics) , хотя фирма все так же существует , сотрудничает с NASA, Пентагоном, ЦРУ, участвует в международной программе Artemis , имеет все возможности и хороший бюджет ,  НО ...  но "реинжинирингового" и  модернизированного при помощи современных технологий F-1B как не было, так и нет.   

Вот эта команда энтузиастов-самоубийц из Dynetics , которые по плохому знанию матчасти , незнанию политических раскладов  и глупости  вперлись в реинжиниринг F-1.  За спиной у них полученный СО СКЛАДА не эксплуатировавшийся "серийный движок" F-1 с заводским номером 6049 

https://cdn.arstechnica.net/wp-content/uploads/2013/03/eande-team.jpg

Чем же все это дело закончилось ?

"Реинженеры"  убедились в работоспособности газогенератора F-1 :  демонтировали его с целого двигателя 70-х годов и запустили.  Он какое-то время проработал.

"Реинженеры" немного увеличили тягу перенаправив недосгоревшее в выхлопе топливо снова в камеру сгорания 

"Реинженеры" даже сподобились заменить подозреваемую в непригодности американскую систему трубчатого охлаждения сопла на "советскую бутербродную" , которая стала фактическим стандартом в ракетостроении.

"Реинженеры" использовали новейшие методы порошковой металлургии, 3D-сканирования и 3D-печати,  лазерной плавки и лазерной сварки, новейшие материалы, и т.д

НО вот отрапортовать об окончательном успехе проекта "восстановления" F-1 даже  с этими новейшими технологиями они так и не смогли, не могут и НИКОГДА НЕ СМОГУТ.

Засада - в размерах (диаметре) камеры сгорания.  Ссылаясь на разные источники , немоглики утверждают , что еще при живом Королеве был постулирован предельный  диаметр камеры сгорания для ЖРД открытой схемы - примерно 45 см.  При большем диаметре , как ни крути , сгорание топлива происходит неполное  , и в конечном итоге теоретическая тяга двигателя не достигается.

Всё.  Тупик.   

И теперь уже фальсификаторы уже не могут отыграть назад и заявить, что в F-1 использовались камеры меньшего размера в большем количестве (у немогликов когда-то рассматривался такой вариант фальсификации, когда на одно сопло фейкового F-1 фейковой ракеты работало 4 меньшего размера двигателя типа форсированного H-1).  К тому же распиаренная попытка  реинжиниринга , и главное - находки Безоса, этот вариант соскочить пресекли вовсе.

А в габаритах камеры F-1  с диаметром в 1 метр и с "реинжинирингованной" требухой  они никогда тяги в 700 тонн не достигнут. И естественно в 2013- ?  гг.  , настегавшись, что сделают новый F-1 , американцы точно также, как и  фон Браун , и как Королев до Брауна - уткнулись в непреодолимую стену.  И заткнулись, затихарились, прикинулись ветошью в углу и не отсвечивают ...  А Маск пошел по пути проекта лунной ракеты H1  , используя для тяжелых ракет большое количество ЖРД :  33 "Раптора" на первой ступени  Starship Suoer Heavy или же  "Мерлины" в обязательной связке с твердотопливными ускорителями.
"Не выходит цветок каменный"  (С)  :D   И все становится на свои места, имея вполне логичное объяснение : не соответствующий заданным ТТХ в 700 тонн тяги (а имеющий меньшую тягу)   двигатель  F-1  фейкового Сатурна-V  на хрен никому не нужен.  ВОт потому-то и "потерялась документация и технологии".  Реинжинирить фейковый двигатель - тоже плохое занятие :  это самим себя высечь ... Лучше заткнуться.

Вот и заткнулись

0

1089

Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):

Мне незнаком ни один из "могликов" кто не сидел бы на американском коште.

Это ваши проблемы.
Ну что, переходим на русский устный, или извинитесь?

Предоставьте папиры что Вы не завербованы ханьцами.

А может тебе еще и спинку почесать, придурь?

0

1090

Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):

Как можно профукать бесценнейшие технологии пилотируемых полетов на Луну? Потом и кровью доставшиеся.

Ну и? Кому эти "бесценные технологии" нужны? "Потом и кровью доставшиеся"...
И встречный вопрос - как можно было профукать технологии создания шатлов? Что в СССР, что в США... Потом и кровью доставшиеся... И причем немалой кровью...

Все объяснимо очень просто, планов громадье в обеих державах того времени не сопрягалось с их возможностями.
Одна держава решилась на лунную аферу, другая благоразумно воздержалась, теперь немоглики умывают руки.

То, что дурак опасен для общества общеизвестный факт. А упертый дурак вдвойне опасен - и для окружающих, и для себя.

0

1091

Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):

Хе хе. Зачем туда лететь? На фуй не надо. Еслив бы Вы спросили на чём туда лететь. Я бы ответил, на фуе, на фую ли.
Нет средств доставки на Луну, и никогда их не было.

Ну вот, вы сами признали, что на Луну "на фуй" не надо.
Тогда стесняюсь спросить... А если не надо, то на кой создавать средства доставки?
Тратить кучу бабла, времени, людских и материальных ресурсов и создавать никому не нужную вундервафлю...
Логика где? Или она у вас отсутствует как сущность?

Сколько мона говорить, достигнете Луны, потом говорите о целесообразности. А то, не побывав на Луне вопить что там нефуй делать.
Слабейшая отмазка в пользу Ваших американских кураторов.

Для дебила ты рассуждаешь логично. Но только для дебилов.

0

1092

Fedor написал(а):

Почему испортились немецко-российские отношения? Первая причина - конфликт на Украине. Элиты Германии восприняли две майдановские революции (2004-2014)

Я подобные теоретические построения Рара с вариациями  читал и в 2024 году, и в 2023 ...

Однако это - оптимистический вариант, а нынешние тренды в Европе и Германии  (с удавливанием AfD и партии Вагенкнехт и пропихиванием Мерца в канцлеры) скорее ведут к пессимистическому варианту  с провоцированием военной конфронтации между Германией и Россией  ограниченного масштаба.

Но сколь бы ограниченной эта конфронтация не была, Германию с Россией это разведет надолго и Россию с Германией  - тоже. 
Потому как к нынешним обидам россиян на Германию (за действия по отторжению Украины , за поставки вооружений в 2022-2025  и за участие в санкциях с примерно 2008 года)  автоматически добавятся еще и "обиды давние" - за ВОВ (возмещенные материально процентов на на пять, если посчитать вкупе  с советской помощью ГДР) , за материальные потери от вывода ЗГВ в Германии, за русофобию и т.п. 

И обернуться это может для Германии большими неприятности и в ближней и в среднесрочной и в дальней перспективе ...

0

1093

Stepnyak написал(а):

А в габаритах камеры F-1  с диаметром в 1 метр и с "реинжинирингованной" требухой  они никогда тяги в 700 тонн не достигнут.

Вот любят матрасники всё большое. Приверженцы гигантизма. И, похоже, необучаемы. Опыт Королёва им не указ.
Хотя, возможная причина с "реинженирингом" - появилась возможность попилить бюджетные средства. Отчего ж не попилить? Святое дело. )) А память у населения короткая. Если не афишировать деятельность, то ни одна живая душа не вспомнит. Дошлым журналистам в случае чего тоже объяснят или банально купят их молчание.

Похожая песня у американцев с их гигантскими газовыми центрифугами по обогащению урана вышла. Там амеры столкнулись с трудностями в обеспечении стабильности и балансировки на высоких скоростях. Б.Марцинкевич у себя на канале об этом подробно рассказывал.

0

1094

https://siriusmag.ru/articles/1586-lunn … ki-regaty/

Лунная гонка XXI века: какие страны претендуют на спутник Земли
Колонизация Луны постепенно набирает обороты

Григорий Студнев

Российская автоматическая станция «Луна-25» разбилась. Сегодня она должна была совершить посадку на Южном полюсе спутника Земли, но накануне связь с ней была безвозвратно потеряна. Возможная причина ЧП — ошибка в тормозном импульсе. Между тем к Луне уже приближается индийский аппарат, который тоже попытается сесть на ее поверхность. Свои миссии планируют и другие страны. Можно констатировать: вторая лунная гонка уже началась и участников много.

Прежде чем начать разговор о лунной гонке, ответим на главный вопрос: зачем она вообще нужна? В первую очередь дело, конечно, в ресурсах. И это не научная фантастика. Еще в 2020 году президент США Дональд Трамп подписал указ о коммерческой добыче ресурсов на Луне и других небесных телах. А в июне этого года агентство НАСА объявило, что планирует начать извлекать из лунного реголита железо и редкоземельные металлы уже в ближайшие десять лет.

В сыпучем лунном грунте содержатся кремний, алюминий, железо, кальций, магний и титан, а также в малых количествах марганец, натрий, калий и фосфор. В некоторых кратерах обнаружены редкоземельные металлы, которые имеют критическое значение для высокотехнологичных отраслей, включая медицину и энергетику. В перспективе затраты на добычу и доставку на Землю этих ископаемых могут быть вполне оправданны.

https://siriusmag.ru/files/models/widget_picture/3586/3586_photo.jpg
На этом изображении Северного полушария Луны каждый цвет соответствует породе с разным химическим составом © NASA/JPL

Современные лунные экспедиции неспроста нацелены не на экватор, а на полюса, где обнаружили водяной лед. Из него можно добывать не только необходимые людям воду и кислород, но и производить ракетное топливо. А это делает Луну идеальной стартовой площадкой для полета к другим планетам с их ресурсами и новыми горизонтами для научных исследований. Ведь в отсутствие атмосферы для взлета с нее требуется значительно меньше энергии, чем с Земли. 

«Для ученых Луна — это книга, в которой записана и находится в идеальной сохранности история эволюции Солнечной системы, стертая с поверхности Земли ветрами и дождями. Любой поиск тем и хорош, что дает не только предсказуемые, но и неожиданные открытия. Я уверен, что лунные экспедиции преподнесут нам немало полезных сюрпризов», — объясняет научный руководитель Института космических исследований Российской академии наук Лев Зелёный.

Кроме того, крайне разреженная атмосфера делает Луну идеальным местом для установки оптических и радиотелескопов. Лунные обсерватории дешевле и проще в модернизации, чем космические аппараты вроде «Хаббла» и «Джеймса Уэбба». Работа в таких условиях позволит получить четкие изображения отдаленных областей Вселенной. Кстати, по той же причине солнечные батареи на ближайшем к нам небесном теле в 6–8 раз эффективнее. Сейчас вопрос только в том, как там лучше накапливать и хранить энергию.

Таким образом, повышенный интерес к Луне вполне оправдан. Колонизация в том или ином виде — дело времени. И сейчас мы наблюдаем ее начало. За последние десятилетия человечество доказало, что этот спутник можно и нужно осваивать. Расскажем, о пионерах этого дела.

Россия

«Луна–25» должна была стать первым аппаратом, совершившим посадку на Южном полюсе спутника. В течение года после этого она должна была искать и изучать органические соединения, в первую очередь воду. Также планировалось собрать реголит с глубины до 40 см и провести его анализ прямо на борту. Судя по всему, теперь этим займутся следующие российские станции.

Вслед за «Луной-25» «Роскосмос» планирует отправить еще три автоматические станции, и каждая по-своему уникальна. В 2030 году «Луна-28» попытается доставить на Землю образцы водяного льда. Полет космонавтов на спутник — вопрос не ближайшей перспективы, но такие планы есть. Для их реализации потребуются пилотируемый транспортный комплекс, лунный взлетно-посадочный корабль и сверхтяжелая ракета-носитель. 

Кроме того, Россия и Китай на правительственном уровне договорились о строительстве Международной научной лунной станции (МНЛС). Это будет комплекс экспериментально-исследовательских средств как на поверхности спутника, так и на его орбите. Развертывание МНЛС должно начаться в 2025 году, а эксплуатация — еще через 10 лет. Станция будет работать в беспилотном режиме, но, возможно, ее сделают обитаемой.

«Луна-25» была оснащена манипулятором для забора реголита, лазерным масс-анализатором, инфракрасным спектрометром, активным детектором нейтронов и гамма-лучей, панорамным анализатором ионов и нейтралов, пылевым монитором и телесистемой с восемью камерами

Свой вклад Россия внесла и в работу американской автоматической орбитальной станции Lunar Reconnaissance Orbiter, запущенной в 2009 году. На ней установлен созданный в Институте космических исследований РАН лунный исследовательский нейтронный детектор. Его использовали для составления подробных карт содержания атомов водорода на лунной поверхности. Именно этот прибор неожиданно обнаружил районы с высоким содержанием водорода около Южного полюса Луны.

США

После шести успешных высадок на Луну, последняя из которых состоялась в 1972 году, американцы на долгие десятилетия потеряли к ней интерес. В то время мысли политиков и конструкторов устремились к Марсу. Правда, и полвека спустя он остается недосягаемой мечтой. Государственную программу США по высадке человека на Красной планете свернули в 2010 году. Однако через семь лет президент Дональд Трамп подписал Директиву № 1 по возвращению астронавтов на Луну и их первому полету на Марс.

Так родилась программа «Артемида», к которой присоединились космические агентства более двух десятков стран. Однако главная роль отведена, разумеется, НАСА, а героем второго плана стало Европейское космическое агентство (ЕКА). В ноябре прошлого года они впервые в истории космонавтики успешно запустили на ретроградную орбиту Луны корабль «Орион» без экипажа. Пилотируемый облет спутника намечен на конец 2024 года, а когда ждать высадки, пока не понятно.

Изначально планировалось отправить астронавтов на Луну в ноябре 2024-го, но потом эти сроки сдвинули на год. В начале августа появилась новость о том, что подрядчики — компании Axiom и SpaceX — не укладываются в сроки по доработке скафандров и испытаниям ракетных систем соответственно. Возможно, с возвращением человека на Луну американцам придется повременить, но настроены они серьезно.

Высадка на поверхность спутника — лишь начальный этап программы, ведь ограничиваться успехами полувековой давности попросту нет смысла. Американцы намерены построить рядом с Южным полюсом настоящую обитаемую исследовательскую базу, искать полезные ископаемые, изучать способы их добычи и проводить многочисленные исследования космоса. Но главная цель в конечном итоге, конечно, Марс. Предположительно лунная база станет перевалочным пунктом для будущих миссий к Красной планете.

Как бы то ни было, на сегодняшний день американцы реализуют самую масштабную лунную программу в мире. Сроки могут сдвигаться, но сомнений в достижении основных целей «Артемиды» у специалистов нет.

https://siriusmag.ru/files/models/widget_picture/3582/3582_photo.jpg
Новый скафандр для высадки на Луне еще предстоит доработать  Фото: © Axiom Space, Inc :D

Китай

Красный дракон — ближайший преследователь Соединенных Штатов в том, что касается высадки человека на Луне. Пекин намерен сделать это к 2030 году. Для достижения поставленных целей потребуются новая ракета-носитель «Чанчжэн-10», пилотируемый космический корабль нового поколения, посадочный модуль и пилотируемый луноход. На поверхности тайконавты будут изучать возможность строительства лунной научно-исследовательской и экспериментальной станций и проводить непрерывные исследования, а также соответствующие технические испытания.

Свою лунную программу Китай начал разрабатывать еще в 1998 году и утвердил ее шесть лет спустя под названием «Чанъэ». Вскоре китайцы облетели естественный спутник Земли и уже в 2013-м успешно совершили мягкую посадку на Луну, став третьей страной, которой это удалось. В декабре 2020 года автоматическая межпланетная станция «Чанъэ-5» доставила на Землю два килограмма реголита, которым китайцы по устоявшейся традиции поделились с учеными из других стран. Двумя годами ранее ее предшественница первой в истории села на обратной стороне Луны. Следующий шаг — создание Международной научной лунной станции. Среди целей проекта, помимо исследований и экспериментов, заявлено и освоение ресурсов.

https://siriusmag.ru/files/models/widget_picture/3585/3585_photo.jpg
Спускаемая капсула «Чанъэ-5», которая доставила на Землю 2 кг лунного реголита Фото: © Shan_shan / Shutterstock / FOTODOM

Примечательно, что два года назад Китай успешно доставил на Марс колесный аппарат и вскоре озвучил смелые планы по отправке людей на Красную планету уже в 2033 году. Всего до 2043 года Пекин намерен осуществить пять пилотируемых миссий на Марс. В планах построить обитаемую базу, для работы которой китайские инженеры хотят использовать местные ресурсы, включая возможное извлечение воды из недр планеты, синтез кислорода и выработку электричества. Отрабатывать технологии планируют именно на Луне.

Япония

Свой первый искусственный спутник Земли японцы вывели на орбиту в 1970 году, и сегодня по объему космической деятельности Страна восходящего солнца уступает только России, США и Китаю. В 1990 году японцы запустили к Луне космический зонд «Хагоромо», а в 2007-м реализовали крупнейшую со времен американской миссии «Аполлон» лунную программу «Кагуя». Помимо основного орбитального модуля, экспедиция включала вспомогательные спутники «Окина» и «Оюна». Вместе они выполняли несколько научных задач, включая изучение формирования и эволюции Луны, анализ ее поверхности, поиск воды и других ресурсов. Следующие запланированные экспедиции к Луне отложили из-за нехватки финансирования.

Однако в 2019 году Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) объявило о намерении начать покорение Луны без участия человека — роботами. К проекту подключили Технологический институт Сибаура, Университет электрокоммуникаций, Киотский университет и строительную фирму Kajima Corporation. Проект начался с создания автоматизированных трактора и экскаватора, приспособленных для работы в условиях Луны. Они должны подготовить участок под строительство базы, сделать для нее углубление и после ее постройки засыпать реголитом, чтобы создать защиту против радиации. К 2029 году на Луну должен попасть пилотируемый ровер, а через год прилететь и сами астронавты. 

https://siriusmag.ru/files/models/widget_picture/3562/3562_photo.jpg
Этапы строительства японской исследовательской базы на Луне  © Kajima Corporation

В Японии также есть частные инициативы по освоению Луны. В апреле этого года посадочный модуль Hakuto-R компании ispace разбился при посадке в районе кратера Атлас на видимой стороне естественного спутника Земли. Причиной стала ошибка бортового компьютера. Примечательно, что на модуле находился разработанный в ОАЭ мини-луноход «Рашид». Так что арабы тоже участвуют в лунной гонке, но об этом позже.

По заверению ispace, несмотря на крушение, аппарат доказал свою надежность и функционировал исправно до контакта с лунной поверхностью. Для ispace запуск следующего модуля лишь вопрос времени.

Индия

Освоение космоса Индия начала в 1963 году. Правда, ракета тогда была американской и не достигла низкой околоземной орбиты — такие запуски космические державы не учитывали даже в те годы. С отправкой спутника индийцам помог Советский Союз в 1975 году, а самостоятельный старт им удалось провести только через пять лет. Первый индиец в космос также полетел на «Союзе», и наши страны до сих пор продолжают сотрудничество в аэрокосмической сфере, хотя Дели старается идти своим путем.

Индия твердо намерена стать четвертой страной пилотируемой космонавтики. Первые виоманавты должны были отправиться на орбиту еще в прошлом году, но не сложилось. Зато четвертой страной, совершившей мягкую посадку на Луну, Индия может стать уже через пару дней. Автоматическая межпланетная станция «Чандраян-3» должна прилуниться у Южного полюса 23 августа.

https://siriusmag.ru/files/models/widget_picture/3575/3575_photo.jpg
Индийская автоматическая межпланетная станция «Чандраян-3» Фото: © agilard / Shutterstock / FOTODOM
Собственно, мягкая посадка и является главной целью миссии. Ее отработка станет залогом успеха последующих лунных начинаний. Предыдущая экспедиция «Чандраян-2» в 2019 году потерпела фиаско — посадочный модуль «Викрам» разбился о лунную поверхность. На борту нового аппарата находится 27-килограммовый вездеход «Прагъян», основная задача которого опять же продемонстрировать работоспособность. За 14 земных суток станция также проведет ряд научных экспериментов. В 2026–2028 годах при поддержке Японского агентства аэрокосмических исследований Индия планирует отправить на Луну станцию «Чандраян-4», в состав которой также войдет луноход.

Европа

Первую автоматическую станцию для исследования Луны Европейское космическое агентство запустило в 2003 году. «Смарт-1» стал первым космическим аппаратом с ионным ракетным двигателем. В течение трех лет он проводил исследования естественного спутника Земли, но создавался главным образом для отработки технологий. Сейчас на окололунной орбите находятся два европейских микроспутника ARTEMIS P1 и ARTEMIS P2, которые помогают изучать магнитное поле Луны.

До недавнего времени ЕКА активно участвовало в российской программе «Луна-ресурс», которая предполагает отправку станций «Луна-26», «Луна-27» и «Луна-28». В частности, его технологии использовались для разработки системы забора реголита. Также Европейский сервисный модуль стал частью американского пилотируемого корабля «Орион», предназначенного для высадки людей на Луне. Это основной элемент питания и движущей силы аппарата.

Еще одна европейская технология, которая пригодится на Луне, скрывается под аббревиатурой ISRU и посвящена использованию местных ресурсов. Она уже успешно применяется на марсоходе «Персеверанс», который приступил к работе на Красной планете в феврале 2021 года. На его борту установлен прибор для производства кислорода из углекислоты марсианской атмосферы. Подобное устройство должно будет добывать кислород из лунного реголита, а также железо, кальций, алюминий и титан.

В 2019 году ЕКА объявило о планах начать добычу полезных ископаемых на Луне уже в 2025 году, но пока у общественности есть только красивые изображения-рендеры. В целом европейские лунные начинания сталкиваются с серьезным недофинансированием. Своими технологиями и экспертизой ЕКА в основном поддерживает чужие программы.

Южная Корея

Страна утренней свежести присоединилась к лунной гонке в августе прошлого года. Исследовательский орбитальный аппарат «Данури» с мыса Канаверал в космос вывела американская ракета-носитель Falcon 9. Орбиты естественного спутника Земли аппарат достиг к декабрю.

На спутнике, срок службы которого ограничен одним годом, установлены несколько корейских приборов и один американский — ShadowCam. Разработка НАСА даст возможность впервые в истории в высоком разрешении увидеть лунные области с постоянной тенью. Корейская PolCam позволит получить карту всего естественного спутника с использованием поляризованного света, чего еще не было сделано ни для одной луны или планеты. Эти данные расскажут о геологии различных участков Луны. В конечном итоге это облегчит выбор посадочных площадок для будущих космических аппаратов, в том числе корейского.

Одну из них лунных загадок должен решить установленный на «Данури» магнитометр KMAG. Миллиарды лет назад на ранней стадии своего существования Луна обладала сильным магнитным полем. Но ее железное ядро настолько мало, что ни одна из существующих теорий не может объяснить, как оно могло создавать столь сильное магнитное поле.   

«Данури» ознаменовал целую серию южнокорейских экспедиций к Луне. К 2030 году Сеул планирует доставить на Землю образцы реголита. 

Израиль

Седьмой страной, которая вывела свой аппарат на лунную орбиту, стал Израиль. Аппарат «Берешит» успел передать небольшое количество данных о магнитном поле спутника Земли, после чего неудачно прилунился. Примечателен он в первую очередь тем, что создан на частные инвестиции компанией SpaceIL при участии концерна «Авиационная промышленность Израиля». В космос аппарат доставила американская ракета Falcon 9.

Также благодаря «Берешиту» широкая общественность узнала про тихоходок и быстро превратила их в мем. Эти микроскопические беспозвоночные примечательны невероятной выносливостью и способностью выживать в самых тяжелых условиях. Сотни таких существ отправили на Луну в состоянии криптобиоза в составе лунной библиотеки «Архив человеческих знаний». Она представляет собой 25 никелевых пластин толщиной в несколько микрон, на которых содержатся почти вся английская «Википедия», тысячи книг, сведения о пяти тысячах языков и даже секреты фокусов Дэвида Копперфильда. На верхние четыре пластины нанесены фотографии, тексты и графики, которые можно рассмотреть в микроскоп при увеличении в 100 раз. Остальные содержат цифровые массивы данных, записанные в формате DVD. Увы о судьбе тихоходок и библиотеки доподлинно ничего не известно.

Сразу после крушения аппарата был запущен проект «Берешит 2.0». Его отправка на Луну запланирована на 2025 год.

Объединенные Арабские Эмираты

Развивать космическую отрасль арабы начали в 2006 году, когда был учрежден Национальный институт перспективной науки и техники. Уже через три года они отправили в космос свой первый спутник дистанционного зондирования Земли DubaiSat-1. Правда, собрали его корейцы, а выводила с Байконура российская ракета-носитель «Днепр». В создании следующего аппарата принимали участие уже и арабские инженеры. Полностью свой KhalifaSat ОАЭ вывели на орбиту в 2018 году, а вскоре отправили космонавта на МКС.

В 2017 году Эмираты объявили о запуске программы «Марс-2117», которая предполагает участие в лунных исследованиях NASA. Вклад арабов заключался в создании 10-клиограммового лунохода «Рашид», оснащенного целым комплексом исследовательского оборудования, включая анализаторы пыли, грунта и радиации и зонд Ленгмюра для определения температуры и плотности электронов, а также электрического потенциала плазмы. Однако полетел этот аппарат на Луну с частной японской миссией, которая, как уже было сказано выше, потерпела неудачу. Впрочем, постройка «Рашида-2» уже началась.

https://siriusmag.ru/files/models/widget_picture/3574/3574_photo.jpg
Арабский луноход «Рашид» Фото: © Arnold O. A. Pinto / Shutterstock / FOTODOM

Что же касается программы «Марс-2117», то она предполагает ни много ни мало строительство на Красной планете целого города. Звучит фантастически, но прообраз будущего поселения, которое получило название Mars Science City, уже строят на Земле. А еще Арабские Эмираты стали пятой страной, сумевшей доставить свой аппарат на Марс. Сконструировать станцию «Аль-Амаль» им помогали американские инженеры.

Луна привлекает все больше внимания, в том числе частных компаний. Освоить естественный спутник Земли должно помочь международное сотрудничество с привлечением бизнеса. В отдаленной перспективе могут появится и лунные туристы (впрочем, пока и космических было всего чуть больше десятка). Как бы то ни было, вторая лунная гонка идет уже не за престиж, хотя и этот фактор играет роль, а носит прикладной характер: именно изучение спутника и отработка на нем существующих технологий приблизит человека к Марсу.   

#космос
#Луна

===========================================

В порядке дополнения

О своих собственных планах освоения Луны или же участия в международных проектах  в 2025-е-2040-е годы  также заявили или подписали соглашения : 

Франция (https://ren.tv/news/v-mire/984958-frant … eniia-luny) , 
Бразилия  (https://tass.ru/kosmos/11658937 ) ,
КНДР (https://www.gazeta.ru/army/2016/08/04/9757217.shtml)   ,
ЮАР (https://lenta.ru/news/2023/09/09/ilrs/) ,
Пакистан( https://naked-science.ru/community/896314 ) , 
Канада (https://naked-science.ru/article/cosmon … -2022-2026) , 
Германия(Artemis),
Италия (Artemis),
Египет (ILRS) , 
Беларусь (ILRS) ,
Никарагуа (ILRS) ,
Таиланд (ILRS) ,
Венесуэла (ILRS) ,
Казахстан (ILRS) ,
Сенегал (ILRS) ,
Сербия (ILRS)
Великобритания (Artemis),
Люксембург (Artemis),
Австралия  (Artemis)
Саудовская Аравия (Artemis)

Список неполон ... :dontknow:

0

1095

Fedor написал(а):
механик написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):

Так писал же, Луна просто как целевой объект, дгстигнув которого можно обкатывать технологии пилотируемых полетов, на Марс, на Венеру, а потом и на Проксима Центавра замахнуться.
Любое большое дело начинается с малого. А то лихие амеры семь раз подряд "успешно слетали" на Луну, а потом им это нафуй не надо стало, а щас ароде бы и рады снова, ан нетути возможностей.
Так что прикройте фонтан. А то высмеют.

Соглашусь, тут за крошечный островок в Тихом океане драка не на шутку. А тут целая планета.

Действительно... на островок ведь можно и на байдарке раз в неделю .. а на целую планету как плевком в форточку - круглосуточно ..... и по деньгам ваще шо туда що сюда.... мотайся себе на планету тыкай флагами в дюны ....  :D

Если добрались то непременно прилетели бы снова, чтоб свое владычество как то закрепить.

Так уже ж закрепили...... после них никто туда не высаживался... че там закреплять еще?  :rofl:

Какую то будку построить. Станции. А тут полное забвение почти на 60 лет. Речь о целой планете. Спутнике Земли, неужели не пригодится?

Вот как раз будку и Станцию построить это про "крошечный островок в Тихом океане" ... поделитесь технологиями будок на других планетах?  o.O

Время, когда полезные ископаемые закончатся придет довольно скоро. Луна станет вариантом для их пополнения. И это то, что произойдет уже в этом столетии. Так что есть за что побороться.

Слышал там есть гелий. Который необходим для реакции ядерного синтеза. Может врут, но это тоже перспективный источник энергии. В общем, Сибирь осваивали сотни лет назад, а сегодня вон как приглдилась.

+1

1096

механик написал(а):
Fedor написал(а):
механик написал(а):

Соглашусь, тут за крошечный островок в Тихом океане драка не на шутку. А тут целая планета.

Действительно... на островок ведь можно и на байдарке раз в неделю .. а на целую планету как плевком в форточку - круглосуточно ..... и по деньгам ваще шо туда що сюда.... мотайся себе на планету тыкай флагами в дюны ....  :D

Если добрались то непременно прилетели бы снова, чтоб свое владычество как то закрепить.

Так уже ж закрепили...... после них никто туда не высаживался... че там закреплять еще?  :rofl:

Какую то будку построить. Станции. А тут полное забвение почти на 60 лет. Речь о целой планете. Спутнике Земли, неужели не пригодится?

Вот как раз будку и Станцию построить это про "крошечный островок в Тихом океане" ... поделитесь технологиями будок на других планетах?  o.O

Время, когда полезные ископаемые закончатся придет довольно скоро. Луна станет вариантом для их пополнения. И это то, что произойдет уже в этом столетии. Так что есть за что побороться.

Слышал там есть гелий. Который необходим для реакции ядерного синтеза. Может врут, но это тоже перспективный источник энергии. В общем, Сибирь осваивали сотни лет назад, а сегодня вон как приглдилась.

Сейчас прискачут Падре с Федором и завоют как две газели, нафуя мол бесполезная Луна нам вперлась.

0

1097

PadRe написал(а):
Листар Шиферов. написал(а):
PadRe написал(а):

Ну и? Кому эти "бесценные технологии" нужны? "Потом и кровью доставшиеся"...
И встречный вопрос - как можно было профукать технологии создания шатлов? Что в СССР, что в США... Потом и кровью доставшиеся... И причем немалой кровью...

Все объяснимо очень просто, планов громадье в обеих державах того времени не сопрягалось с их возможностями.
Одна держава решилась на лунную аферу, другая благоразумно воздержалась, теперь немоглики умывают руки.

То, что дурак опасен для общества общеизвестный факт. А упертый дурак вдвойне опасен - и для окружающих, и для себя.

В чем опасность то? В убеждении что амеры не летали на Луну, так оне не летали туда, не было шестдесят лет назад технологий позволяющих летать на Луну.

0

1098

механик написал(а):
Fedor написал(а):
механик написал(а):

Соглашусь, тут за крошечный островок в Тихом океане драка не на шутку. А тут целая планета.

Действительно... на островок ведь можно и на байдарке раз в неделю .. а на целую планету как плевком в форточку - круглосуточно ..... и по деньгам ваще шо туда що сюда.... мотайся себе на планету тыкай флагами в дюны ....  :D

Если добрались то непременно прилетели бы снова, чтоб свое владычество как то закрепить.

Так уже ж закрепили...... после них никто туда не высаживался... че там закреплять еще?  :rofl:

Какую то будку построить. Станции. А тут полное забвение почти на 60 лет. Речь о целой планете. Спутнике Земли, неужели не пригодится?

Вот как раз будку и Станцию построить это про "крошечный островок в Тихом океане" ... поделитесь технологиями будок на других планетах?  o.O

Время, когда полезные ископаемые закончатся придет довольно скоро. Луна станет вариантом для их пополнения. И это то, что произойдет уже в этом столетии. Так что есть за что побороться.

Слышал там есть гелий. Который необходим для реакции ядерного синтеза. Может врут, но это тоже перспективный источник энергии. В общем, Сибирь осваивали сотни лет назад, а сегодня вон как приглдилась.

Полезных ископаемых на Луне нет. То немногое, что есть, даже теоретически непонятно как освоить.
А гелий-3 для термоядерного синтеза это даже не фантастика. Это бредятина.

0

1099

PadRe написал(а):
механик написал(а):
Fedor написал(а):
механик написал(а):

Соглашусь, тут за крошечный островок в Тихом океане драка не на шутку. А тут целая планета.

Действительно... на островок ведь можно и на байдарке раз в неделю .. а на целую планету как плевком в форточку - круглосуточно ..... и по деньгам ваще шо туда що сюда.... мотайся себе на планету тыкай флагами в дюны ....  :D

Если добрались то непременно прилетели бы снова, чтоб свое владычество как то закрепить.

Так уже ж закрепили...... после них никто туда не высаживался... че там закреплять еще?  :rofl:

Вот как раз будку и Станцию построить это про "крошечный островок в Тихом океане" ... поделитесь технологиями будок на других планетах?  o.O

Время, когда полезные ископаемые закончатся придет довольно скоро. Луна станет вариантом для их пополнения. И это то, что произойдет уже в этом столетии. Так что есть за что побороться.

Слышал там есть гелий. Который необходим для реакции ядерного синтеза. Может врут, но это тоже перспективный источник энергии. В общем, Сибирь осваивали сотни лет назад, а сегодня вон как приглдилась.

Полезных ископаемых на Луне нет. То немногое, что есть, даже теоретически непонятно как освоить.
А гелий-3 для термоядерного синтеза это даже не фантастика. Это бредятина.

Это Вам Олдрины сказали что Луна бесполезна как кладезь полезных ископаемых. Ну да, подарив Нидерландам кусок карельской березы окаменевшей сказав что энто лунный камень.
И Вы все думаете что с этими шулерами можно иметь дела. На самом деле Луна очень богата редкоземельными металлами, и минералами всяческими.
Если бы амеры на самом деле добрались до Луны, то оне застолбили бы ее за собой на веки-вечные.

0

1100

HankHank написал(а):
Stepnyak написал(а):

А в габаритах камеры F-1  с диаметром в 1 метр и с "реинжинирингованной" требухой  они никогда тяги в 700 тонн не достигнут.

Вот любят матрасники всё большое. Приверженцы гигантизма. И, похоже, необучаемы. Опыт Королёва им не указ.
Хотя, возможная причина с "реинженирингом" - появилась возможность попилить бюджетные средства. Отчего ж не попилить? Святое дело. )) А память у населения короткая. Если не афишировать деятельность, то ни одна живая душа не вспомнит. Дошлым журналистам в случае чего тоже объяснят или банально купят их молчание.

Похожая песня у американцев с их гигантскими газовыми центрифугами по обогащению урана вышла. Там амеры столкнулись с трудностями в обеспечении стабильности и балансировки на высоких скоростях. Б.Марцинкевич у себя на канале об этом подробно рассказывал.

Думаю, что дело не в гигантизме, а в недоучете "нелинейности" процессов и в элементарной нехватке времени из-за лунной гонки. Если бы не эта гонка , фон Браун просто повторил бы негативный опыт Королева в  конструировании двигателя с большой камерой сгорания и откатился бы назад  к многокамерным движкам с меньшими размерами камеры.  Но его подпирало время, а в силу отмечавшегося у него авантюризма он рискнул сразу пустить в серию (ему же их нужно было иметь порядка сотни на два десятнка РН "Сатурн-5")  двигатели с метровой в диаметре КС, надеясь решить наверняка беспокоившие его проблемы  вибрации и турбулентности потока по ходу дела разными ухищрениями - перегородками, "специальным попарным дыркованием" головки и фокусами с трубчатой системой охлаждения.

Ведь и действительно , пока фон Браун не уперся бы на практике  в то , что турбулентность и вызываемая ею неполнота сгорания  в большой камере непреодолимы (как это выяснили до него Королев с кем-то из двигателистов на своем печальном опыте), то откуда бы он мог знать, что это  - такая большая проблема ?  Он и рассчитывал F-1 теоретически из соображений своего прежнего опыта с "линейной экстраполяцией" , видимо, в первом приближении  -  увеличением площади сечения камеры сгорания . Ну ,скажем , у работавшего  H-1  или какого-то иного двигателя , взятого за образец, была площадь сечения камеры  0,15 кв.м (примерный диаметр - 45 см)  и он имел тягу в 120-140 тонн (по своим паспортным ТТХ H-1 имел тягу еще меньше, но может быть у фон Брауна было в наработках что-то еще кислородно-керосиновое помощнее) , то, чтобы обеспечить  тягу в 700 тонн надобно было увеличить эту площадь до 0,75 кв.м , т.е. в 5 раз,  т.е. до диаметра  в 1 метр.

Приведенные мною цифры - условны , расчеты там сложнее, я просто говорю о принципе , заложенном в проектирование .

Т.е. по примерно такому же алгоритму, как и у предшествующего  F-1 двигателя меньшей мощности, был рассчитан  и сам  F-1,  и запущен в производство без проведения должных испытаний, с надеждой на дальнейшую доводку в процессе.  А не получилось. Риск не оправдался.  Из-за нелинейности процессов при турбулентности потоков топлива и окислителя еще в самой КС и из-за проблем с трубками охлаждения. 

Двигатели уже в серии ,  а полноты сгорания добиться не удается ... Ну и что фон Брауну было делать ?  Может быть он и доложил наверх, что ни хрена не вышло и нужно еще время на переделку :  год, два, три ...  А ему дали отлуп , потому как СССР грозился , что то к 50-летию ВОСР (в 1967) , то  к 100-летию Ленина , т.е. к 22 апреля 1970 запустить КК на Луну  А это - всё, аллес капут, окончательный проигрыш космической гонки американцами  на долгую перспективу, неисполнение торжественного обещания Кеннеди нации ,  и проблемы с переходом на ямайскую систему с отказом от золотого стандарта. Кругом вилы.

Кстати, некоторые тюратамщики 60-х гг. считают, что и смерть Королева в начале 1966, и гибель главного кандидата на первую лунную миссию Комарова на "Союзе-1"  (не первом "лунном корабле" линейки "Союз-ЛК") в апреле 1967 , и  гибель Гагарина (второго кандидата, т.е. кандидата на роль второго пилота первой лунной миссии и /или на роль командира корабля для первого пилотируемого облета Луны на "Зонде-7" в декабре 1968 ,  дублера Комарова на "Союзе-1" и руководителя группы лунных космонавтов до самой своей гибели )  в марте 1968   были не случайными , а все - явились результатами спецопераций американских супостатов по сдерживанию выполнения советской лунной программы , чтобы сами американцы успели свои "Аполлоны" к стартам подготовить". 

И там еще одна мутная история была С П.Поповичем в конце 1967, которая вполне могла быть организованным покушением на Поповича, который был кандидатом на роль командира одного из лунных экипажей (вместе с В.Севастьяновым).

А также они утверждали, что авария РН "Протон" под "Зондом-7" в январе 1969  была результатом диверсии,  и последняя авария четвертой ракеты  Н-1  была  мутной , по неоправданной команде на самоуничтожение с Земли (а не автоматикой) и вероятно могла быть результатом уже действовавшего сговора с США на сворачивание советского лунного проекта. 

Положительный опыт фальсификации полетов на Меркуриях и Джемини у американцев уже к тому времени имелся : все прокатило тогда хорошо.  Вот и пошли они от безысходности на фальсификацию снова , более масштабную и дорогостоящую - на этот раз с "Аполлонами".   Вернер фон Браун для этого уже был не нужен, его отодвинули на второй план, пригрозив неприятностями за службу в СС (чтоб не дергался), и препоручив руководство проектом фальсификации Роберту Гилруту  - главному фальсификатору центра НАСА в Лэнгли , главному фальсификатору полетов Меркуриев и Джемини , возглавлявшим проект по опережению русских с момента поступления на службу в NASA .  (Кстати, если сравнить список астронавтов-лунонавтов со списком первых трех отрядов фальсификаторов на Меркуриях и Джемини, то за вычетом покойничков, неожиданно в больших количествах образовавшихся перед полетами Аполлонов,  он совпадает процентов на восемьдесят, т..е кадры были проверенными и замаравшимися). 

Именно Гилрут и возглавлял Space Task Group в Лэнгли  -  https://en.wikipedia.org/wiki/Space_Task_Group

(из англоВикипедии)
Space Task Group (Космическая оперативная группа) была рабочей группой инженеров НАСА, созданной в 1958 году для управления американскими программами пилотируемых космических полётов. Возглавляемая Робертом Гилрутом и базировавшаяся в Исследовательском центре Лэнгли в Хэмптоне, штат Вирджиния, она управляла проектом «Меркурий» и последующими планами. После того как в 1961 году президент Джон Ф. Кеннеди поставил перед программой «Аполлон» цель высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю, НАСА решило, что для выполнения задач Целевой группы требуется гораздо более крупная организация и новое здание, и она была преобразована в Центр пилотируемых космических кораблей (ныне Космический центр имени Линдона Б. Джонсона), расположенный в Хьюстоне, штат Техас.

В последующие годы термин «Космическая целевая группа» неоднозначно использовался для обозначения специального комитета, назначаемого президентом для рекомендации программ пилотируемых космических полётов, обычно под председательством вице-президента. Например, президент Ричард Никсон назначил такую группу в феврале 1969 года для разработки стратегии космических полётов после «Аполлона» под председательством вице-президента Спиро Т. Агню.[1]

Есть много показательных фоточек с этим "малозаметным" Гилрутом - рядом с главным фальсификатором космических съемок в Лэнгли, рядом с приводнявшимися лунными астронавтами , рядом с Вернером фон Брауном, в ЦУПе .

Примечательно, что в 1972 году ,  "в зените славы и успеха" , как руководителя лунных полетов , Гилрута в 59 лет отправили на пенсию, и он, как утверждают американские немоглики, до самой своей смерти в 2000 году, т.е. целых 28 лет, вел подозрительно скрытный образ жизни , не оставив никаких мемуаров и заметных интервью и уклоняясь от них.

=======================

БОНУС.  К тому ролику с нарезкой фрагментов из фейковых съемок от WikiLeaks  есть небольшое дополнение : одно предсмертное свидетельское показание - см. https://rutube.ru/video/7c29f8dd5371111 … 089f3d023/  , в котором информатор раскрывает кодовое название проекта фальсификации  "Project Slam Dunk"  = "Беспроигрышный вариант" = "Верняк" = "Верный бросок"

Ролик записан разоблачителем Джином Гилмором (в "девичестве" - Eugene Reuben Akers)   12 апреля 2020 года  со слов его покойного отца - Сайруса Юджина Эйкерса (Cyrus Eugene Akers) , умершего в 2002 году.

Сайрус Юджин Эйкерс в 1968 (!)  году, т..е за год до начала высадок Аполлонов на Луну, и далее, служил пилотом воздушной полиции ВВС США (фотография, удостоверение и значок демонстрируются в ролике)   на авиабазе "Кэнон" в Нью-Мексико и оказался (под подписку о неразглашении)  невольным свидетелем фейковых съемок лунных высадок в специально оборудованном ангаре на авиабазе

Сам Гилмор на момент записи уже болел раком, от которого и умер 13 февраля 2022 года, перед смертью передав эту видеозапись со своим разоблачением известному американскому журналисту-"немоглику" Барту Сибрелу  с условием  обнародовать ее только после его смерти. 

Гилмор умер в 2022 .

Сибрел обнародовал запись (https://aatventure.news/posts/cyrus-eug … -admission)  в начале 2024.

Поскольку копипаст на странице Барта Сибрела работает,  переведенную Яндексом поясняющий текст Барта Сибрела под видео я скомпилирую скриншотами

https://s1.radikal.cloud/2025/05/27/SIBREL01e39f0c65567206c6.png
https://s1.radikal.cloud/2025/05/27/SIBREL02d9c11a3b9f762c2d.png

0


Вы здесь » Клуб Степняка » Куды бечь? Капитализм vs социализм » Куды бечь? Капитализм vs социализм, часть 61