Дзен-канал "Исторические напёрстки"
Переломы военно-морской эпохи
27 июля 2025 года

Уважаемые абоненты болталки ТГ-канала «Исторические Напёрстки» вчера подбросили новость с просьбой прокомментировать достаточно неоднозначное заявление главы ВТБ Костина, помимо банковского дела занятого директорством в Объединённой Судостроительной Корпорации. Мол, единственный русский лёгкий авианосец (авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов» не будет восстановлен. Дорого. Сложно. Старый. Не имеет смысла в современных реалиях. Его либо тихо размародёрят по законам военно-технического каннибализма, либо кому-нибудь продадут.
Прагматичный подход очень больших денег. С точки зрения бюджетного долгосрочного планирования введение в строй «Кузнецова» занятие бессмысленное, ибо модернизация и ремонты продлят жизнь гордости русского надводного флота лет на 10-15, а потом всё одно ... под автоген.
А памятуя о фатальном невезении Флагмана ВМФ России, то даже суеверные мореманы не особо ропщут от подобных новостей. Ладно бы вся советская серия семи авианесущих крейсеров с ракетным вооружением дальней океанской зоны Проекта 1143 «Кречет» была в строю, то другое дело. Систершипы одного класса – это огромная индустрия: промышленный кластер, специальные верфи и доки, уникальная береговая инфраструктура для обслуживания и текущих ремонтов, обученный персонал и тд.
Представителя серии обслуживать и эксплуатировать всегда проще, чем одинокого «Белого слона», но серию авианосцев в 1990-2000-х годах Россия позволить себе не могла. А когда один невезучий Белый Слон ...

Справка. Классический английский юмор, когда он был действительно хорош. Как-то из колониальных владений Южных Морей господа офицеры Королевского Флота в конце XVIII века привезли любопытную притчу.
Как один мудрый король Сиама придумал систему приведения в чувство своих царедворцев, живущим на широкую ногу. Монарх дарил таким зарвавшимся коррупционерам священного белого слона. А поскольку содержание подобного религиозного передвижного символа требовало гигантских расходов (главный храм, сундуки драгоценный украшений, многочисленные церемонии по всей стране, постоянные «резиденции» для путешествий), то разорялись до тряпья даже самые отъявленные олигархи. Буквально за год.
Так и появился у скоттов шутливый эпитет Белый Слон, как символ неоправданной и бессмысленной расточительности. В начале ХХ века трансформировавшийся в цитату Первого Лорда Адмиралтейства сэру Уинстону Черчиллю: «Если хотите разорить небольшую страну – подарите ей крейсер». Чистая правда, поскольку немало латиноамериканских и азиатских государств, получив на рейде утыканную огромными орудиями устаревшую громадину западной выделки ... свои военно-морские бюджеты спускали стремительнее больного игроманией завсегдатая казино.

Разоритель Аргентины 1970-х, крейсер Генерал Бельграно
Каждая военно-морская держава с длинной историей может «похвастаться» подобными священными флотскими Белыми Слонами. Головным проектом серии, признанным неудачным после пары-тройки лет эксплуатации. Такое обычно перестраивали, продавали, содержали для церемониальных и учебных задач. То есть, иметь в строю единственный и крупный боевой корабль какого-либо класса нерентабельно, сложно и безумно дорого.
О прагматизме
Заметка на полях. Подробнейшая статья «А нужен ли авианосец России?» уже была 4 марта 2023-го, милости прошу ознакомиться, там много букв, граней и всесторонних оценок вопроса с точки зрения сухопутного служилого сапога. А если говорить о ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», то с одной стороны новость печальная. Ибо авиационная поддержка Флоту всё-таки нужна, особенно в дальних походах в отрыве от береговых сил.
С другой, подобное решение судостроитель-банкир Костин принимал не единолично, а по отзвукам морских сражений в сведущем экспертном сообществе, есть к нашему Флагману вопросы. Конструкция корабля, его вооружение, состав авиагруппы, сопровождение и так далее. Заканчивая устаревающей доктриной самого класса «авианосцев». Скорее дорогостоящего символа мощи больших государств в Мировом Океане для приведения в чувство заведомо слабых соперников, много себе возомнивших.

Вангуют опытные флотские, что эпоха авианесущих громадин ХХ века закончится после образцово-показательного утопления (или тяжелых повреждений) какой-нибудь американской посудины, имеющей привычку таскаться в опасных водах для устрашения непокорных. Береговым противокорабельным комплексом бородатых времён, без-экипажными дронами или внушительной стаей ударных беспилотников. Да хоть минными постановками современных самодвижущихся поганцев.
Беречь современный авианосец стоимостью в миллиарды долларов (это первое соображение) приходится сопровождающей группой многоцелевых кораблей и палубным авиакрылом, на круг это передвижные 30 миллиардов денег, если брать авианосные ударные группировки матрасников.
Накинем на плавучее железо и летающий дюраль регламентные работы, техническое обслуживание, издержки базирования, флотские стоянки, довольствие экипажей с персоналом, индустриальную материальную базу поддержки боеспособности – да тут пару-тройку общевойсковых армий можно упаковать по самые брови. На сдачу наделав противокорабельного гиперзвука, несколько классов бездушных болванов воздушного, надводного и подводного базирования. Спутников запустить без счёта для точнейшего целеуказания. Раздолбав, как дятел спичку, пафосный ордер какого-нибудь зарвавшегося янки на недостижимых для его систем вооружения дистанциях.

То есть, вопрос нужно решать доктринально. Держава содержит авианесущие боевые корабли как средство защиты своей территории в ближней зоне. Или намерена грозить своим флагом от Антарктиды до Арктики и вдоль всего экватора со всеми остановками. Если говорить о тяжелых авианесущих крейсерах (ТАВКР) Проекта 1143 «Кречет», они сразу были неподъёмны для бюджета. «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» единственный, кто был достроен после развала СССР. Хотя мог повторить судьбу ТАВКР «Ульяновск» и «Варяг», оставленных Украине на Николаевском заводе.
Первый распилен прямо на стапеле, второй продан Китаю под плавучее казино в Макао. По совести, краснознамённые ханьцы его приобрели ради технической документации, что стало основой национальной программы строительства своих авианосцев. Китай может себе позволить, а вот с точки зрения напряжённого российского бюджета один поход «Адмирала Кузнецова» в Сирию с эскортом ... это что-то запредельно дорогое.

Нужное, как воздух, но неподъёмное. Тридцать лет содержания Белого Слона (не прошедшего по безденежью ни одного капитального ремонта) сообщают: на 70 млрд. рублей можно построить три современных корвета Проекта 20380 или 20386, а ещё лучше подпустить супостату новый многоцелевой атомный ракетоносец. Ибо модернизация авианесущих кораблей с их ремонтами и содержанием создают мультипликационный эффект «снежного кома».
Поскольку приводить к новым флотским реалиям приходится не только один плавучий аэродром, а весь его ордер-свиту. Если брать упирающихся в гегемонию янки, то им каждые 15-20 лет приходится перебирать, перепиливать, модернизировать или заменять участников авианосной ударной группы (АУГ). Пару крейсеров УРО (с управляемым ракетным оружием) типа «Тикондерога», рабочую тройку эсминцев УРО типа «Арли Бёрк», одну-две многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ) типа «Лос-Анджелес» и «Виргиния». Непрерывно что-то добавляя функционалу сотне палубных самолетов и вертолетов. Накидываем штатные расходы на содержание ...

Флотилия, намертво приколоченная к одному громадному авианосцу в давно устаревшей Доктрине применения. Цель для современного оружия не просто лакомая, уже полигонная. Тут вопрос не в потере огромного плавучего аэродрома, «ибо у короля много» (11 штук). В утрате военно-политического престижа. Не подвергавшегося за последние 80 лет ни одним настоящими сражением с равным противником. Если смотреть общо, то военные флоты сегодня ... мельчают что ли. В размерности боевых кораблей. Предпочитая делать ставку на скорость и скрытность, неся на борту высокоточное ракетное вооружение. Идеальный бюджетный компромисс.
В мире шальных денег и гегемонии можно поддерживать имидж «стратегии канонерок»: прибыл, напугал туземцев «проекцией силы», покружил на удалении от опасных берегов, а настоящие боевые задачи современности выполнить ... слабо? Озорные йеменские хаоситы расскажут, как их воспитывали давеча аж две АУГ матрасников. Убрались несолоно хлебавши, едва избежав больших проблем. От малочисленных систем вооружений ещё советской эпохи в персидском пересказе конца 1990-х и копеечных БпЛА.

Следуй задачам
Теперь о прагматизме больших чисел. Россия способна строить авианесущие тяжёлые крейсера и хрестоматийные бегемоты-авианосцы, как у наших звёздно-матрасных партнёров. Только нужно опять-таки правильно расставить приоритеты. Во-первых, где закладывать огромные стапеля свыше трёхсот метров длинной. Есть три места с нужным уровнем компетенций, инфраструктурой, подготовленным персоналом. Северодвинский «Севмаш» сразу минусуем, он загружен на многие ударные пятилетки вперёд более важными подводными ракетоносцами. Керченский «Залив» или судостроительный комплекс «Звезда» в Приморье?
Для начала первый нужно с фундаментов перестроить, расширить и модернизировать, а второй разгрузить от штамповки гражданских судов в интересах нефтегазовой отрасли России. Есть великолепный «Балтийский завод», где планировался к постройке монструозный полукилометровый сухой док, но дело опять упирается в прямые невозвратные вложения целой серии авианесущих крейсеров или сопоставимых платформ.
А по соображениям имеющихся у доблестных балтийцев компетенций лучше им строить суда ледового класса, поскольку значение Северного Морского Пути становится стратегическим. Упираться в освоение сложнейших новых конструкций корпусов и агрегатов, заниматься углублением Морского Канала для прохода монстров большого водоизмещения – объективно не самое лучшее время для бюджета страны. Особенно когда единодушного мнения специалистов о нужности авианесущих кораблей не наблюдается.

Их боевые задачи не являются приоритетными для русского Флота, нам громить на бескрайних просторах Мирового Океана в отрыве от метрополии объективно некого. А тактические задачи региональных малых конфликтов могут решать Большие Десантные Корабли (БДК) модернизированного проекта 11711, о нём тоже как-то подробно рассказывал, покопайтесь в канале. Если уж рассуждать рачительно и строго, то континентальной державе, больше пекущейся об обороне, не экспансии – необходимы лишь малые авианосцы. В составе многоцелевых групп тактического мобильного флота.
А лучше всего строить государственную стратегию сдерживания супостата на том, что получается делать лучше всего. Опережая потенциального противника на десятилетия в растущих компетенциях. Да, речь о подводном флоте. Обнуляющем надводный тоннаж басурман любого класса. Высочайшая автономность скрытного ракетоносца нивелирует Армаду агрессора, если дело дойдёт до мировой рубки. Семь десятков подлодок разных типов вполне успешно решают задачу обороноспособности государства.
А наличие в составе специализированных «убийц авианосцев» Проекта 949А «Антей» с «Калибрами», «Ониксами» и гиперзвуковыми «Цирконами» на борту позволяют чувствовать себя спокойно.

Потому прежде чем замахиваться на действительно нужные авианесущие корабли пока неясной конструкции, не лишним будет подумать о развитой инфраструктуре их базирования в Мировом Океане. Матрасники со своими холуями могут позволить себе ходить вокруг земного шарика от одной базы к другой и трепать добрым людям нервы во всех широтах и полушариях, Россия подобных задач перед собой пока не ставит. Есть сирийский великолепный Тартус, способный принять целую эскадру, но ... объяснять уязвимость диспозиции данной базы не нужно, ведь правда?
Перед постройкой авианесущих больших кораблей дальней морской и океанской зоны не лишним будет вернуть опорные пункты собственной «проекции силы» хотя бы по советским чертежам. Куба, Вьетнам, Египет, Йемен, Судан, Ливия, Мозамбик. Тогда есть смысл обеспечивать пресловутое «постоянное присутствие» в Мировом Океане. А не перемещаться малым ордером с постоянной опаской в окружении враждебных сил. Особенно по нынешним временам хаоса и деградации международного права.
Потому мудрым решением является поедание барана приемлемыми для пищеварения порциями. Хребет Русского Флота – специализированные и многоцелевые атомные субмарины, их программы опережающими темпами реализуются. Не меньшее внимание уделяется большим десантным кораблям для решения оперативно-тактических задач в региональных морских зонах. Есть многоцелевые фрегаты с эсминцами, корветы, патрульные корабли и тральщики. В количестве явно пока недостаточном, чтобы отряжать оперативно-тактические группы в дальние походы.

Выводы
Предупреждаю сразу, что данный материал является размышлениями сапога сухопутного, о глобальных военно-морских делах имеющего представление не выше нескольких учений озёрной Каспийской флотилии замшелой давности. Что именно тактические силы быстрого реагирования делать должны на региональном ТВД – схематично понимаю, а вот как устроена их взаимосвязь с морскими Стратегическими ядерными Силами ... увы. А она, как тот суслик из фильма «ДМБ» где-то есть, существует. Где тут место авианесущему тяжёлому крейсеру или авианосной ударной группе – предпочту рассуждать только после реального натурного эксперимента. С понятным результатом.
А пока лишь объективно оцениваю средства противокорабельного избиения, место авианосцу в Мировом Океане оставляющим разве что символическое. Не жильцы эти красивые, могучие и впечатляющие соединения из ХХ века в момент реального замеса равных технологичных противников, не жильцы. И хотя являюсь яростным противником уменьшения хоть на грамм «массы секундного залпа» обороноспособности любимой Родины, но во всем должны присутствовать чувство меры, прагматизм, цинизм целесообразности.
Потеря одного крупного авианесущего корабля – это тысячи жизней редчайших специалистов, на подготовку которых уходят годы и миллионы денег. Защита подобных флагштоков военно-морского могущества государства явно отстает от средств нападения. Что делать с гиперзвуковой и обычной высокоточной баллистикой, высокоскоростными торпедами, умными донными и погружными минами-охотниками, бездушными неуловимыми болванами двух природных сред на ИИ и сверхзвуке, крылатым ракетным дальнобоем в специальном оснащении – это проблема новой эпохи развития ВМФ.

Максимально без-экипажной, автоматизированной, скрытной. Наполовину или полностью способной уйти под воду. Гладкие низкопрофильные боевые взлётные полосы , запускающие БпЛА, скользящие едва-едва над волнами или вообще в толще вод. Не собираюсь становится футурологом-милитаристом, но дела сухопутные прямо намекают, что военно-морские консерватории скоро будут подвержены немалым реформам и пересмотру репертуара. С инструментами, само собой. «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова» очень жалко, лично видел и впечатлён весьма, но ... видимо, пора.
Но день сегодня праздничный, всех флотских поздравляю совершенно искренне. Россия только-только набрала темп по созданию современных сил ВМФ, на стапелях находятся 70 различных военных кораблей. И как сообщил Верховный намедни, поднимая Андреевский Флаг на атомном подводном ракетоносце «Князь Пожарский», скорость ввода одних только субмарин подобного типа будет больше одной в год. Только на верфях Северодвинска. Потому концепция и стратегия понятны, а что до авианосцев, то не нужно спешить. Перелом эпох. Когда на чужих ошибках учатся.

==============================