shuvalov написал(а):Степняк, так какие там последние новости американского ВПК, может он производить 150 истребителей 5-го поколения в год? А то вы от ответа на этот вопрос отпетляли.
Он пока и ОДНОГО не может. Ибо самолеты F-22 и F-35 не соответствуют критериям самолета 5-поколения.
Основные характеристики истребителей пятого поколения:
1) кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
2) многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
3) наличие круговой информационной системы;
4) полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
5) сверхманёвренность;
6) способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
7) повышенная боевая автономность за счёт установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
8) аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
9) самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полёта;
10) самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь лётчику».
Идем по пунктам.
1) "кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;" - самолет 5-го поколения должен быть невидимым для противника , а не только для бедуинов или для допотопных собственных радаров предыдущих поколений , а самолеты F-22 и F-35 таким качеством не обладают : например, все российские системы ПВО/ПРО, радары боевых самолетов, разведывательные спутники - их прекрасно видят , и умели их видеть еще до того, как американцы стали их серийно выпускать.
2) "многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей" - не доказана. Известны только случаи поражения наземных целей в реальных операциях, и надводных целей - в ходе учений (где возможности противодействия со стороны противника фактически отсутствовали). "Высокая боевая эффективность при поражении воздушных целей" реального противника не подтверждена никак , только на собственных учениях против собственных самолетов - "мишеней" .
3) "наличие круговой информационной системы" - со слов американцев она имеется. А так ли это или нет , было это или не было - неизвестно , и в связи с тем, что F-22 с его многочисленными недостатками уже собираются снимать с вооружения (https://rg.ru/2021/05/13/nachalnik-shta … -f-22.html) - никто и никогда этого не узнает.
Однако известно следующее :
https://aftershock.news/?q=node/431269&full
... После принятия F-22 на вооружение выяснилось что он неспособен общаться с другими самолетами , так как система передачи данных на нем была урезана для уменьшения вероятности обнаружения.
Это не сильно порадовало военных - как высказался один из них "незаметности на пени, а геморроя на фунт".
Был разработан специальный самолет радио узел который бы позволил F-22 передавать и принимать данные от других типов самолетов стран НАТО , но проект оказался не жизнеспособен .
Это в итоге вылилось в дополнительные расходы на модернизацию значительной части F-22 первых выпусков ( к первой половине 2015 деньги на модернизацию всех самолетов так и не выделили)
Также F-22 все еще использует старые ракеты AIM-9M (производство которых началось еще в 80е) более современные AIM-9X2 на F-22 показали более низкую эффективность в сравнении с самолетами 4 поколения и от их установки отказались начав разрабатывать более глубоко модернизированную версию увеличенной дальности( AIM-9X 20км и AIM-9X3 35 км ).
К 2015 году F-22 наконец то обучили производить разведку наземной поверхности, а не только бомбить координаты GPS как было ранее в Ливии.
Спустя 11 лет после принятия F-22 на вооружение у него так и не появился шлем с целеуказанием.
4) "полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа" - да в принципе может, но не без проблем : теряется невидимость. Еще больше проблем с этим у F-35, по сути он и не может (а если он ПО СУТИ не может, то какой же он самолет 5-го поколения ?!), и это даже для него опасно :
https://az.sputniknews.ru/columnists/20200503/423813377/Strannaya-nevidimka-pochemu-u-F-35-na-sverkhzvuke-otvalivaetsya-khvost.html
Близкое Пентагону издание Defense News в очередной раз опубликовало весьма критичные оценки специалистов новейшего истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning (Молния) II. Факты свидетельствуют о том, что F-35 – дозвуковой истребитель, способный ускоряться на полном форсаже не более 1 минуты. На скоростях более 1 Маха через 60 секунд возникает угроза разрушения корпуса от перегрева, а после 1,6 Маха – у самолета может просто отвалиться хвост.
Заметим, крейсерская сверхзвуковая скорость доступна многим современным истребителям, а для 5-го поколения она должна быть не ниже 1,4 Маха.
При достижении скорости 1 Маха истребитель F-35 также теряет свойства "невидимости" для радаров, то есть скрытность и внезапность. С любым оружием на внешней подвеске малозаметность "Молний" исчезает даже на дозвуковых скоростях.
Упомянутые проблемы технологически неустранимы. Самолет эксплуатируется в трех модификациях: обычный, с укороченным взлетом и посадкой, а также палубный. Для ВМС США ситуация уязвимости "невидимок" связана еще и со значительным географическим отрывом от ремонтной базы. Если в начале похода палубный F-35 выйдет из строя, это снизит боевую эффективность авиакрыла на несколько месяцев.
С законами физики не поспоришь. Пентагон оперативно подкорректировал "эксплуатационные характеристики", теперь F-35 считается дозвуковым самолетом с возможностью краткого ускорения. Регламентировано определенное количество секунд, в течение которых модификации для ВМС и морской пехоты F-35B и F-35C могут летать на скоростях около 1,2 Маха (на форсаже). В крайнем случае, для выполнения задач перехвата на сверхзвуке имеется истребитель F-22 Raptor, который не разрушается на высоких скоростях (также становится видимым для радаров после 1 Маха).
Зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) наземного базирования Панцирь-С
Что означают для истребителя ограничения скорости и маневра в боевой обстановке?
В противостоянии с технологически равным противником истребитель F-35 превращается в мишень. Исход вполне предсказуем в воздушном бою, к примеру, с высокоскоростными и сверхманевренными "Сушками" и "Мигами" российского производства.
5) сверхманёвренность;
С этим у американцев особенно плохо дела обстоят.
Если на всех авиашоу российские истребители с ОВТ и хорошой тяговооруженностью демонстрируют просто цирковые номера , то американские F-22 и F-35 сравнивают с "утюгами" и "ведрами". По сути они являются тупыми воздушными платформами и могут только реализовывать под контролем и целеуказанием АВАКСов и спутников "плоский" полет на околозвуковой скорости и сбрасывать бомбы /ракеты по целеуказанию радара и координатам GPS.
Все подпункты 6)-10) - либо НЕ может либо может ЧАСТИЧНО , т.е. и тут F-22 и F-35 - самолетами 5-го поколения не являются.
Таким образом по указанным критериям ни F-22, ни F-35 самолетами 5-го поколения не являются. А коли они ими не являются, то самолетов 5-го поколения у США не было и нет. И выпустили они их - НОЛЬ.
А будет или не будет у них новый самолет 5-го поколения, или тем более 6-го поколения - это еще бабушка надвое сказала.
А вот Россия их точно сделает : и 5-го, и 6-го . Прототипы шестого поколения уже летают, и даже не один ... И Су-57 (Т-50) - это без дураков истребитель ПЯТОГО поколения, а Т-60 "Голубь" без дураков - истребитель 6-го поколения.
А благодаря тому, что Россия не стала в гонке вооружений усиленно стараться наделать ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ быстро и много истребителей 5-го поколения Су-57 , у российского ВПК будет достаточно средств и на программу самолетов 6-го поколения - при существенно меньшем военном бюджете.
См.https://narod-novosti.com/armiya-i-oruzhie/?p=rossiya-vodila-ssha-za-nos-razrabatyivaya-istrebitel-pyatogo-pokoleniya
Примерно такой же подход используется сейчас и в танкостроении, и в ракетостроении, и в производстве ствольной артиллерии. С учетом явного опережения в технологиях и ТТХ танков было принято решение не форсировать производство "Арматы" , а для начала использовать по максимуму потенциал Т-72 и Т-90 (их нынешние их модификации Т-72Б3 обр.2016 года и Т-90АМ по своим ТТХ превосходят все основные боевые танки НАТО).
"Армат" Т-14 решено сделать немного, штук 100-150, как и Су-57 (предположительно Т-14 в дальнейшем будут командирскими танками с экипажами при беспилотных танках шестого поколения) и немного попозже. А сэкономленные на этом деньги пустить на разработку беспилотных танков 4-го поколения ... (по виду они такие же, как и "Армата" , только роботизированные )