Не стоит считать Лукашенко каким-то беспрецедентным злодеем, подобные инциденты случались и ранее. Так 23 февраля 2010 года самолет авиакомпании «Кыргызстан», следовавший рейсом Дубай-Бишкек, был перехвачен в воздушном пространстве Ирана тремя истребителями этой страны и принудительно посажен в аэропорту Бендер-Аббас. Без лишних слов сотрудники иранских спецслужб, поднявшиеся на борт, арестовали Абдолмалека Риги, которого Тегеран считал террористом, и его спутника. Через четыре месяца Риги был казнен.
3 июля 2013 года власти ЕС заставили сесть в Вене самолет президента Боливии Эво Моралеса, подвергнув борт унизительному обыску с целью обнаружения там Эдварда Сноудена, который, как они подозревали, находится на борту. Сноуден, напомним, обвинялся в США в госизмене, в 2012 году он получил статус беженца в РФ.
Оба эти происшествия не имели никаких далеко идущих последствий. В первом случае цивилизованный мир равнодушно отнесся к разборкам дикарей в странах третьего мира. Во втором – все мыслимые нормы, включая дипломатическую неприкосновенность, были нарушены представителями этого самого цивилизованного мира. Вашингтон в очередной раз продемонстрировал, что спецслужбы ЕС – их шестерки. Бурное возмущение Боливии наткнулось на стену глухого молчания. Ну, хорошо хотя бы, что в Вене никого не арестовали и не убили.
Вчерашний скандал гарантированно будет иметь последствия. На Романа Протасевича Европе, разумеется, глубоко плевать. У белорусской протестной общественности почему-то присутствует иррациональная вера в то, что власти ЕС и европейское общественное мнение очень заботит то, как страдают в РБ борцы с режимом. Ребята, а вот вы лично сильно переживали, когда во Франции убивали на улице «желтых жилетов»? Вы можете назвать хоть одно имя погибшего в ходе протестов? Вот примерно так же европейцев заботит то, что происходит в Беларуси. То есть никак. И на сотни убитых в Мьянме им тоже плевать. Европейских политиков волнует исключительно ВНУТРЕННЯЯ политика. Потому что на выборах избиратель будет оценивать то, как депутаты, президенты и премьеры защищали ИХ интересы, а не то, насколько результативно те боролись за мир во всем мире.
Да, когда протесты в Беларуси на некоторое время попали в информационный мейнстрим, публичные политики в Европе хайповали на теме, возмущаясь нарушением прав человека в Беларуси и требуя от правительств «жестких мер». А потом оперативно переключились на более актуальные поводы для самопиара, например на «третью волну» коронавируса.
Но захват самолета, будьте уверены, получит большой политический и медийный резонанс. Именно потому, что это имеет отношение к внутренней европейской повестке. Слетевший с катушек Лукашенко поставил под угрозу жизни европейцев, которые летели из одной европейской столицы в другую. Акт воздушного пиратства был совершен в отношении крупного европейского авиаперевозчика «Ryanair», чей флот составляет 419 судов (для сравнения, у «Белавиа» - всего 32).
Наконец, существует еще один принципиальный момент: так называемое международное право грубо попрано низкоранговым субъектом. Это очень неприятный прецедент. Одно дело, когда в случае с принудительной посадкой самолета Моралеса нормы международного права нарушают «белые люди», которые их устанавливают и трактуют, как им выгодно; и совсем другое – когда они сами становятся заложниками больного на голову психопата. Наконец, само происшествие настолько медийно, зрелищно, хайпово, что европейские власти будут вынуждены реагировать, дабы угодить общественному мнению, которое возмущено и требует наказать обидчика.
Однако не стоит рассчитывать, что ответ будет прям жестким-жестким и быстрым-быстрым. Все по законам жанра: после нескольких месяцев грозного надувания щек и обещаний всех кар небесных, Брюссель введет очередной пакет символических санкций, на чем и успокоится. Разве РФ ответила за сбитый в 2014 году над Донбассом рейс MH-17? А ведь жертвами этого военного преступления стали 294 гражданских лица, большинство из которых – граждане ЕС. Судебный процесс по длится второй год и финал даже не просматривается.
Широкий резонанс получил призыв Светланы Тихановской изгнать Беларусь из Международной организации гражданской авиации, что якобы поставит жирный крест на авиатранспортной отрасли в стране. Придется расстроить ее впечатлительных адептов: это абсолютно невозможно хотя бы исходя из статуса этой международной организации. ICAO — International Civil Aviation Organization — учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации. У ICAO просто нет полномочий кого-то исключать из числа членов, тем более, она не может запрещать какой-то стране осуществлять грузовые или пассажирские авиаперевозки, как внутренние, так и международные.
На сегодняшний день из 193 членов ООН 191 страна является членом организации за исключением двух карликовых государств – Доминики и княжества Лихтенштейн – они настолько малы, что в них не поместился аэропорт. Светлане Георгиевне советуем немножко думать перед тем, как нести ахинею. Хотя, чтоб попаcть в медийный топ, надо как раз нести подобную дичь.
У многих, вероятно, возник вопрос: зачем Лукашенко нужно было затевать весь этот цирк с конями, если в плюсе – арест редактора телеграм-канала Беларусь головного мозга, далеко не самого радикального и массового (а сейчас он как раз станет чуть более массовым и радикальным), а в минусе – колоссальный ущерб репутации страны на международной арене и укрепление своего статуса диктатора-изгоя? Отвечаю: сильнее испортить свою репутацию Лукашенко уже просто не может. Западные санкции ему не страшны (он более 20 лет под ними живет!). То есть хуже режиму не будет. А вот для деморализации оппозиции эта спецоперация будет очень эффективна.
Понятно, что внутри страны Таракан может творить все, что угодно – политика террора и запугивания полностью парализовала уличный протест в стране. Но теперь даже бежавшие диссиденты, получившие статус политического беженца на Западе, не смогут чувствовать себя в безопасности. Отныне им предстоит жить с оглядкой. Многие, вероятно, решат от греха подальше завязать с активизмом, иные сбавят обороты.
Наконец, стоит отдать должное Лукашенко, как политическому драматургу. Три месяца назад как бы лидер белорусской как бы оппозиции Светлана Тихановская пообещала своей пастве добиться переговоров с Лукашенко об уходе и передаче власти (видимо, ей) в мае. И вот отмороженный диктатор, наконец, снизошел до ответа, красноречиво пояснив, вокруг какой части своего тела он вертел плюшевую как бы оппозицию с ее как бы конструктивными миролюбивыми предложениями.