– Собчак, который хорошо Путина знал, действительно сказал, что он не может быть президентом России?
– Да, это правда. Собчак об этом сказал мне лично, у меня в кабинете, который прослушивали, естественно, все, кто мог.
– С какой интонацией?
– Значит, история была такая. Тогда уже было понятно, что Путин будет президентом. И Путин это понимал. Я ему говорю: "Володя, а что Собчак? Какие у тебя идеи?" Я думал, они не разлей вода, даже его убеждения всегда мне виделись через призму Собчака. Собчака я знал хорошо, понимал, что он реальный либерал, демократ и так далее.
– Хороший человек был?
– Очень хороший человек. Не без греха, но хороший, искренний человек… Он, скажем, сильно отличался от Ельцина, но по весу это были довольно равнозначные фигуры.
– Конечно.
– И, конечно, он мечтал быть президентом…
– И что Путин сказал про Собчака?
– Он говорит: "Мне как-то неудобно, пойми. Мы проработали тесно. Что я ему сейчас скажу? Анатолий Саныч, че хошь? Хочешь – тебя назначу маршалом? Я же не могу". Путин в этом смысле не скажу деликатный, но осторожный. Попросил поговорить с Собчаком. "Хорошо. Вопросов нет". Ну я его хорошо знал. Говорю: "Анатолий Саныч, хотел вас увидеть". – "Да, конечно". Помню, вечером подъехал ко мне… Он же пытался избраться в Ленинграде… Целая история.
– Да, не получалось ничего.
– Там был кошмар. Я ему помогал. Но это была реанимация покойника. Это было страшное действо. Говорю: "Анатолий Саныч, есть вопрос о будущем". – "А что? Какие планы?" Тут еще такой мистический момент: типа там-то, в Кремле, знают. Причем Собчак 100% был уверен, что я знаю, кого изберут президентом, что он будет делать, какие указы подпишет. Он говорит: "Может, я на что сгожусь, помогу?" Я говорю: "Да не, Анатолий Саныч. Другой вопрос. Предположим, сейчас ситуация такая. Вроде как все выравнивается…" Он говорит: "Я вижу, да. Какие планы?" То есть его идея – понять кто. Я ему говорю: "Пока непонятно. Предположим, что Путин. Вы бы кем хотели быть, если Путин будет президентом? Как вы смотрите на Конституционный суд?" Это была моя идея. "Во-первых, вы не подчиняетесь Путину…"
– Юрист.
– Да не, ну он красавец. Он просто вообще профессор. Это его место.
Он говорит: "Кто будет президентом?" – "Путин". – "Как? Что это за пример?" – "Это не пример. Скажем прямо: Путин завтра станет президентом. Вы кем хотите быть? Хотите быть председателем Конституционного суда, Анатолий Саныч?" – "Каким Володя может быть президентом?" – "Ну как каким? Хорошим". – "Да Володя не может быть никаким президентом. Это что, бред? Вы с ума, что ли, посходили? Как он может быть президентом?" И он мне четыре часа безапелляционно, без фактов, без аргументов рассказывал, что он не может быть президентом. Примерно одна и та же фраза с разной интонацией, с разной громкостью.
– Я вам плохой вопрос задам.
– Пожалуйста.
– Это правда, что Собчака убили?
– Не знаю. Странная история во всех смыслах. Я был внутри, много слышал. Для меня она очень выглядит странно.
– Путин стал президентом. Ельцин…
– Я просто говорю, что этот разговор 100% стал достоянием узкого круга…
– Я поэтому и задал вопрос о странной смерти Собчака.
– Да. Вполне линкуется.