Государственник
Беззубые сторожевые псы в намордниках
![https://i.postimg.cc/k5b0hy7P/scale-1200.webp](https://i.postimg.cc/k5b0hy7P/scale-1200.webp)
Вольфрам Акстхельм, глава Немецкой ассоциации ветроэнергетики, сравнил приводящую в бешенство бюрократию современной Германии с фильмом об Астериксе. Особой проблемой были 150 с лишним разрешений, затребованных Autobahn GmbH, государственной фирмой, которая управляет хвалеными автомагистралями Германии, для перевозки негабаритных компонентов ветряных турбин, таких как лопасти. Из-за византийских правил в отношении размеров груза, неисправного программного обеспечения, постоянных дорожных работ и нехватки персонала для обработки жалоб накопилось около 20 000 заявок. Компания, которая недавно доставила турбину грузовиком из порта Бремен на стройплощадку в северной земле Шлезвиг-Гольштейн, обнаружила, что, хотя расстояние составляет всего 100 км (62 мили), дорожные ограничения сделали поездку в пять раз длиннее.
Это британцы так комплиментарно о немцах - понятно, что эти две страны не любят друг друга и практически всегда выискивают гадости по поводу и без повода, но нужно помнить, что это все-таки союзники по НАТО.
Тем не менее, именно британцы заметили опасность бюрократии ФРГ для самой ФРГ - и вот об этом хотелось бы поговорить более подробно.
Бюрократия - это становой хребет любой страны. Чем сильнее страна, тем больше и сильнее бюрократия - именно она следит за соблюдением всех установленных норм и правил. Правила должны исполняться гражданами и любыми предприятиями, включая государственные.
И это совершенно нормально. Ни одна Империя не обходится без таких людей и без подобной структуры - в противном случае наступает хаос и безвластие, при котором нет ни законов, ни порядка, ни самой страны. Это азбука государственного управления - но когда азбука становится самым сильным фактором в управлении, начинается торможение всех сфер жизни - от социальных программ до экономики, армии и прочих силовых структур.
Что отличает нынешнюю немецкую бюрократию от предыдущих? Очень много чего - и, в первую очередь, невозможность ее смены на иную в случае управленческих провалов.
В принципе, это высшая форма всей европейской бюрократии, будь то Рим или Париж, Берлин, Мадрид. Или даже Брюссель, с евроколхозной формой управления - везде царит такой "порядок", при котором развитие почти любой европейской страны зарегулировано до предела.
Многие вспомнят про "калибр" томатов или степень кривизны огурцов - так вот, мы над этим смеялись, но это были еще цветочки. Цветочки давно выросли в ягодки, но за ковидной суетой, нефтяными войнами и началом усмирения взбесившегося хутора мы не заметили этот урожай - а он вырос отменным и нажористым. В первую очередь для самой Европы.
Просто в Германии этот процесс проявляется особенно отчетливо и явно - к примеру, куча немецких экспертов обоснованно указывала, что закрытие последних трех атомных энергоблоков в разгар энергетического кризиса - это работа против граждан страны и их благосостояния. Остановило это правительство Олафа Шольца? Нет. И не могло остановить.
При этом формулировка "обоснованно указывала" не вполне соответствует тому крику, которые подняли эксперты в пабликах и на телеканалах - но у Олафа Шольца был аргумент в виде Северных потоков, которые и должны были спасти ситуацию в энергетике в случае чего.
Естественно, случай не мог не наступить, но здесь есть еще один важный фактор - лично Шольц обещал немецкому народу, что после закрытия АЭС правительство ежедневно будет вводить в строй три-четыре ветряка - и, как оказалось, сейчас Германия вводит в среднем чуть более одного ветрогенератора в день, а недостающую электроэнергию вынуждено вырабатывать на угольных станциях или экспортировать.
Забота о здоровье немцев и зеленой экологии перешли на новый, никем ранее недостижимый уровень.
И это только один пример. Schuldenbremse (долговой тормоз), который запрещает правительству ФРГ занимать более 0,35% от годового ВВП, уже стал яблоком раздора между разными политическими силами - вместо того, чтобы ускорить свое развитие в период восстановления после модной пандемии, Германия предпочла обходиться своими силами - итог давно известен, он заключается более чем в 40 месяцах промышленного спада подряд.
Но одного спада было мало - теперь немцы имеют национального жд-оператора с самым низким показателем пунктуальности движения в ЕС. Переполненные автобаны, о расширении которых правительство в свое время не озаботилось; расширение внебюджетных фондов, на которых можно хорошо погреть руки (ибо бюджет не может, долговой тормоз никто отменять не собирается) и еще куча проблем, на которые денег катастрофически не хватает:
Скупость на мелочи смущает и немецких дипломатов: недостаточно финансируемые люфтваффе испытывают проблемы с обслуживанием официального воздушного флота, и этим летом дважды министр иностранных дел Анналена Баербок оказывалась в заграничных аэропортах (из-за поломок правительственных бортов - автор). Более глубокую тревогу вызывает суть серии решений, которые страна приняла, казалось бы, на автопилоте и о которых пожалела.
В течение многих лет немецкие политики отмахивались от предупреждений о "Северном потоке-2", трубопроводе стоимостью 11 миллиардов долларов, который рисковал поставить страну в зависимость от сибирского природного газа. Он был завершен как раз к вторжению России на Украину, с тех пор был взорван и, вероятно, никогда не будет использован. Совет опасаться китайских поставщиков электроники аналогичным образом игнорировался до этого года. Недавний отчет в еженедельнике новостей Der Spiegel показал, что стоимость одной только замены компонентов национальной железнодорожной системы, поставляемых китайской фирмой Huawei, может превысить 400 миллионов евро (437 миллионов долларов).
Забавно, что об этом пишут британцы - именно они, по определенным признакам, были одними из главных участников диверсии на Северных потоках. Но еще забавнее то, что подавляющее число тех же британских автопроизводителей скуплено китайцами на корню - и не только такие компании попали под власть Пекина.
К тому же, в самой Британии далеко не все так кучеряво с железными дорогами - персонал жд-компаний регулярно устраивает забастовки, причем длительностью от недели и более. Требуют поднять зарплату, редиски такие, поскольку уровень инфляции давно двузначный, а уровень реальных доходов все еще на уровне 2019 года.
Не слишком много уровней для понимания?
Два бывших руководителя разведывательной службы жалуются, что чрезмерный надзор и политическая щепетильность препятствовали сбору разведданных. Германия до последней минуты не могла поверить, что Россия вторгнется в Украину; отсутствие агентства, специализирующегося на электронном подслушивании, может помочь объяснить это. Недавнее решение высшего суда Германии предоставило иностранным гражданам за границей такую же защиту от немецкой слежки, как и гражданам Германии в их собственной стране. Неудивительно, что Германия все еще зависит от союзников в плане разведки. Ее собственные службы, заявили бывшие руководители в статье для таблоида Bild, рискуют превратиться в “беззубых сторожевых псов с намордниками и железными цепями”.
Вот так создашь агентство по электронной прослушке и вдруг выяснишь, что ближайший союзник тебя и прослушивает, от простого клерка до члена правительства и любого политика - могли ли США в этом случае одобрить создание подобного агентства? Риторический, но интересный вопрос.
Но, кроме бюрократии, есть и еще несколько важных факторов для более глубокого понимания происходящего. Например.
Тут не так давно выяснилось, что нынешняя глава МИД ФРГ в молодости успешно промышляла древнейшей профессией. Автор вовсе не против секс-индустрии, особенно у немцев - в дас ис фантастиш толк они знали всегда. Автор пытается указать на нечто иное - обнародование новости про фрау Бербок практически не пошатнуло ее позиций на политическом Олимпе, хотя избирателям (да и бюрократам) стоило бы задуматься вот над чем: считается, что в эту индустрию идут люди (девушки, в частности), не сумевшие реализовать себя ни в одной другой сфере.
Иначе говоря, на что сгодилась фройляйн - там и пригодилась. Это уже не первый случай прихода работниц секс-индустрии в большую политику, - одна только Чиччолина в Италии чего стоила - но это все-таки считается крайне нетипичным явлением. И если Чиччолина была всего лишь членом парламента (как бы пикантно это не звучало), то фрау Бербок рулит всей внешней политикой пока еще лидера Евросоюза.
За счет каких умений фрау добралась до вершины политической карьеры, история умалчивает - однако есть обоснованные подозрения что умения эти были весьма фантастическими для определенных мужчин. И даже для целой когорты мужчин на пути к заветной цели.
Еще одно: бюрократия Евросоюза именно такова только потому, что она по большей части немецкая - а немцы уважают орднунг, как основу основ любого общества и любого объединения.
Все бы ничего, но когда орднунг возведен в абсолют, начинаются всякие разные чудеса. Если принято общее решение продвигать перья в задней полусфере по всей Европе, то страны должны вытянуться во фрунт и есть начальство глазами, безотлагательно и без лишних обсуждений исполняя приказ - но вместо этого всякие поляки с венграми вдруг принялись сопротивляться немецкому порядку, пришедшему на смену итальянско-французской фривольности.
Если фривольность не прописана в циркуляре, ее не существует. Свобода в том и заключается, что циркуляры исполняются беспрекословно и сразу, без понукания сверху - а раз этого не происходит, то виновные страны должны быть примерно наказаны в назидание всем остальным - примерно так воспитывали будущих офицеров в военных лицеях кайзера. Да и в Британии вся элита тоже воспитывалась в тех же порядках.
Но есть и более глубинная суть всего происходящего - любая демократия и эффективное управление несовместимы в принципе. Одно дело, когда у вас в стране или Евросоюзе сытое время - и совсем другое, когда поневоле приходится действовать быстро и жестко в целях предотвращения кризиса. Здесь нужны совершенно иные инструменты и совершенно иная скорость принятия решений, причем без оглядки на мнение окружающих - кризис нужно давить всеми силами, иначе есть риск, что кризис задавит тебя сам. И тогда уже идет в ход избитое выражение: "трудные времена порождают сильных людей" и далее по тексту.
И вот в чем проблема: если на уровне ЕС скорость принятия решений с лагом в полгода и более еще можно понять, - все-таки все до единой страны обязаны его утвердить - то точно такая же скорость на уровне бюрократической машины той же Германии реально тормозит все экономические процессы. Если вам нужно полгода и более для того, чтобы утрясти решение о доставке ветрогенератора, приплывшего из Китая, до места установки и монтажа - о каком развитии вообще может идти речь?
Камрады могут возразить - дескать, если правила существования бизнеса всем давно понятны, то экономика приспосабливается к этим условиям и начинает жить вполне самостоятельно. Засада в том, что сейчас Германия судорожно пытается вернуть часть активов в свою юрисдикцию. Пример с энергетическими гигантами Uniper и SWE в этом плане показателен - до сих пор они формально остаются частными, хотя решение о национализации принято на самом высоком уровне. И чем дольше они останутся частными, тем в более ужасающем состоянии они достанутся государству - впрочем, такая же история и с активами, отжатыми у Газпрома и Роснефти.
Жаль ли нам немцев? Да ни капли - советское правительство было даже слишком гуманно в отношении Германии после 9 мая 1945 года - теперь не долетевший тогда бумеранг все-таки вернулся.
Но самое приятное во всем этом, что теперь Германию грабят "ближайшие союзники и лучшие друзья" немцев - как говорится, по мощам и елей.
https://dzen.ru/a/ZOJqGbsGQXWGbogl