Чем Пекин ответит США: сколько на самом деле ядерного оружия у Китая
Реальное место КНР в рейтинге стратегических сверхдержав
Руслан Хубиев
22 августа 2019 16:30
Прекращение Договора об РСМД и анонсированный выход США из Соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений помимо вопросов вражды с Россией связывает Белый дом с аспектом Азии. В отличие от размещения ракет средней дальности в Европе, не имеющего особого смысла после провала концепции Первого обезоруживающего удара в 2018 году, появление подобных ракет в АТР действительно способно дестабилизировать ситуацию. Следовательно, вопрос ядерного потенциала КНР перестает быть прерогативой теории, а реальные тенденции его развития выходят на первый план.
До недавнего времени Китай не представлял никакой угрозы для США. Объективно КНР играла на американской стороне истории и противодействовать ей Соединённым Штатам не было никакого резона. Вопрос не меняло даже то, что Пекин на тот момент входил в клуб ведущих ядерных держав.
Ситуация изменилась кардинальным образом всего несколько лет назад, когда под давлением Вашингтона КНР начала использовать наличие всех элементов ядерной триады, от межконтинентальных баллистических ракет и стратегической авиации до атомных подводных ракетоносцев в целях обеспечения безопасности государства и сдерживания западных планов.
Дисбаланс стратегических возможностей СССР и Варшавского договора против Пентагона и НАТО был относительно невелик вплоть до распада Советского Союза, баланс нынешних возможностей Москвы против союзников Вашингтона характеризуется не в нашу пользу, но, тем не менее, так же не имеет критического дисбаланса в рамках стратегических сил. В Азии же ситуация иная.
Практическое число ядерных зарядов у КНР всегда скрывалось, а цифра в 300 единиц, переходила из справочника в справочник без всяких изменений десятилетиями. Риторика изменилась лишь в 2012 году со стартом так называемого поворота интересов США в сторону Востока.
Буквально с первых американских заявлений о новых планах в Индо-Тихоокеанском регионе, а также начала выстраивания по периметру государственных границ КНР «санитарного кордона» аналогичного российскому (в Восточной Европе), Пекин начал осуществлять утечки в СМИ.
В рамках этих намеренных сливов информации американцы пришли к выводу, что по главному показателю ядерной программы — по числу ядерных боеголовок на вооружении НОАК, китайский арсенал варьируется в диапазоне от 300 до 3600 зарядов.
Помимо этого, в Пентагоне заявляют, что до относительно недавнего времени Китай не обладал системой раннего предупреждения о ракетном нападении, однако теперь (не без помощи Москвы) КНР получила подобные технологии и при необходимости может осуществить ответно-встречный удар общему противнику вместе с Россией.
Формально у Китая, чей авиационный парк состоит из копий российской и американской авиатехники, ключевые проблемы приходятся именно на этот сегмент. В частности, основной тип дальних бомбардировщиков КНР составляют копии устаревших советских Ту-16 с дальностью 3100 километров, но учитывая, что главные районы антикитайской изоляции сводятся к Восточно-Китайскому и Южно-Китайскому морям, этого вполне достаточно. Кроме того, на вооружении у Пекина находятся порядка сотни российских СУ-30, подготовленных к принятию тактического ЯО.
Также у Китая появились новейшие твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты мобильного и стационарного базирования и некоторое число МБР на АПЛ.
Иными словами, на сегодняшний день с точки зрения ядерного потенциала, КНР — держава номер три, но не с теми 300 боеголовками, а с ядерной триадой существенно большей мощности, качества и количества. Тем более, что данный пример сокрытия реального потенциала отнюдь не уникален и подобное можно найти в новейшей истории России и США.
Так в 1991 году после распада Советского Союза, американский официальный представитель Пентагона Филипп Карбер отправился в нашу страну с целью подготовки визита министра обороны, а уже спустя несколько дней признался СМИ, что российские генералы рассказали ему ошеломляющую новость. Оказалось, что у Москвы на складах имелось порядка 40 000 ядерных боеголовок, в то время как аналитики ЦРУ, военные и прочие специалисты, посвящавшие всю работу определению размеров арсенала СССР, гарантированно считали их количество не превышающим 20 000. То есть США просчитались с реальной цифрой ровно вдвое.
Аналогичную опасность видят американцы и в нынешнем подсчете триады КНР. Тем более что в 2018 году, после шокирующего известия о неожиданной разработке Россией прорывных видов ядерных вооружений, средств доставки, гиперзвуковых комплексов, лазерных систем, стратегических беспилотников и так далее, заместитель председателя Комитета начальников штабов Пол Селва прямо заявил, что теперь он еще больше сомневается в достоверности выводов американской разведки.
Иными словами, те 300 боезарядов, что декларируются Пекином, официально не являются транспарентной цифрой, а основой китайского ядерного потенциала американские и российские военные не зря называют ракеты средней и меньшей дальности (не подпадавшие под нормы канувшего в лету двустороннего ДРСМД). На сегодняшний день их, по разным оценкам насчитывается несколько тысяч, и в случае конфликта именно они призваны уничтожить военную инфраструктуру США на Тихом океане.
Прозрачно на новую ситуацию намекнул и сам Пекин, когда в 2015 году выпустил «Белую книгу по военной стратегии Китая». В ней сообщалось, что теперь КНР рассматривает ядерные силы, как краеугольный камень в обеспечении национального суверенитета и анонсирует планы по «оптимизации» структуры ЯО и повышению способности ракет преодолевать ПРО противника.
Угрозы изоляции Пекина от океанских транспортных путей ранее были теоретическими, а вместе с ними теорией оставался и китайский ядерный потенциал, теперь же, когда США сделали все для убеждения Китая в неизбежности конфликта, наращивание ядерных сил стало необходимостью и для КНР. Для России — это вполне выгодно, поскольку не только распыляет силы НАТО и США, не только мешает КНР сидеть за спиной России, но и укрепляет оборонный союз Пекина и Москвы.
================================
Почему спокоен Путин: За три минуты до глобальной ядерной войны
Чья головная боль выход США из ДРСМД?
Александр Запольскис
22 августа 2019 16:00
На первый взгляд, можно сказать – вот и он, больной зуб. Не прошло и пары месяцев с момента официального выхода США из Договора по запрещению ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), как Пентагон официально оповестил общественность о проведении успешных испытаний собственной ракеты такого типа.
18 августа 2019 года на полигоне на острове Сан-Николас (штат Калифорния) американская армия провела испытательный пуск новой сухопутной крылатой ракеты, успешно поразившей цель на дальности более 500 километров. Для тех, кто не в курсе, ДРСМД запрещал разработку, испытание и тем более постановку на вооружение сухопутных баллистических или крылатых ракет с дальностью стрельбы от 500 до 5,5 тысяч километров.
Из чего следует, что вся эта шумиха насчет отказа от соблюдения договора потому что "его нарушили русские", с самого начала являлась простой маскировкой. Так как подобные разработки обычно требуют 5-6 лет по времени, напрашивается очевидный вывод о том, что нарушить условия российско-американского соглашения Соединенные Штаты начали еще в первые пару лет второго президентского срока Барака Обамы. И перешли к стадии публичной отмены ограничения только когда, наконец, получили работающий образец новой крылатой ракеты.
Но все это лишь первый, самый верхний слой реальности. Ключевые значащие факторы находятся глубже и без их раскопок любые разговоры о вариантах российских ответных мер не имеют ни малейшего смысла.
Вот простой пример. Интерфакс рассказал, что заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков не исключил возможности размещения Россией запрещенных ДРСМД ракет в ответ на аналогичные действия Вашингтона ближе к США с аналогичным подлетным временем. Также наших зарубежных партнеров о неизбежности зеркальных мер предупредил Владимир Путин. Однако возникает вопрос – что подобная зеркальность может дать России в стратегическом смысле?
Проблема ведь не в самих ракетах, а в том, что межконтинентальной стратегической ракете от момента запуска до подрыва над целью требуется порядка 30 минут. Плюс минус 3-5 минут. Это оставляет некоторое время на прояснение обстановки, попытку связи по прямой линии, оценку ситуации и выбор адекватного варианта ответных действий. Тогда как крылатой ракете, идущей на трех махах (это примерно 1 километр в секунду) на полет из Таллина до Санкт-Петербурга достаточно 5,3 минуты, из Даугавпилса до Москвы - 11,5 минут. От российско-латвийской границы до Казани 1320 километров, до Екатеринбурга (центральный промышленный район РФ) - примерно 2 000 километров.
Таким образом, развертывание американских ракет этого класса в Прибалтике для России стратегический баланс обороны меняет критично, тогда как ответное размещение схожих российских систем (которые, вне всякого сомнения, тоже вскоре появятся, поставить на сухопутное шасси тот же "Калибр" не так уж и сложно) в окрестностях Пскова или даже Гродно, положение НАТО не меняет практически никак. Да, от белорусского Бреста до Берлина 718 км, до Парижа - 1540. Из Крыма до Рима - 1680. Но центр принятия решений расположен совсем не там, а на другом берегу Атлантического океана. В Пентагоне или Овальном кабинете на наш пусть даже трижды ответный ракетный удар по Европе лишь безразлично пожмут плечами и выпьют в лучшем случае по стакану виски за своих европейских «братушек», которым прилетело по самое не балуйся.
На повторение кубинского варианта надеяться тоже не стоит. Слишком изменились времена. Куба, Никарагуа и Венесуэла на роль передового ракетного рубежа, во-первых, не согласятся, во-вторых, нам развертывание там окажется себе дороже. Прикиньте, что будет делать охрана в случае попытки мирной протестной манифестации штурмом преодолеть забор? Стрелять в гражданских на поражение к безмерной радости западных СМИ? И все ради чего? Чтобы изобразить угрозы очень небольшой части атлантического побережья Соединенных Штатов?
Нет, на дипломатическом языке мы, безусловно, будем демонстрировать непоколебимую решительность повторить кубинский вариант, если кто-то из американских горячих голов в военных фуражках или в гражданке развернуть что-то такое в Европе действительно попытается. Но в действительности подобное мало интересно, как Москве, так и Вашингтону.
Во-первых, накрытием Питера, даже успешным, войну против России Америке не выиграть. Как, впрочем, пары десятков РСМД не хватит для победы над США. А больше даже в идеальном случае союзники у себя поставить не позволят. Как наши, так и американские.
Во-вторых, размер территории России и разнесенность по ней ключевых объектов полностью исключает мгновенный обезглавливающий удар. Оставшихся не накрытых сил будет достаточно для сокрушительного ответа по американской территории. В этом случае точное место старта ракет первого удара в Москве не заинтересует абсолютно никого. Именно поэтому на выход США из ДРСМД Кремль реагирует с олимпийским спокойствием - нам все равно на какой удар отвечать - США не будут существовать по факту при любом ходе событий.
В общем, получается странная непонятность. Ракеты вроде как создаются, стороны предупреждениями обмениваются, но практического преимущества результат им не дает даже в идеале. Тогда зачем это все?
Ответ дает обычная географическая карта. Точнее – по экономической географии. Если взглянуть на расположение промышленной мощи Китая, легко увидеть, что 90% ее полностью накрываются боевым радиусом американских РСМД при их развертывании на японском острове Кюсю, филиппинском Лусоне, или на территории Мьянмы.
Война с КНР Вашингтону весьма желательна, но провести ее необходимо строго в формате "маленького короткого победоносного похода". Лучше вообще даже просто налета. Если о смене государственного строя, тем более физической оккупации Китая речи не пойдет, то правительство Поднебесной на применения стратегического ядерного оружия по территории США санкции, скорее всего, не даст. Хотя бы под угрозой последствий неминуемого аналогичного ответного удара.
Тогда как разрушительный налет на сам Китай имеет все шансы вызывать там серьезные гражданские беспорядки и даже переход власти к другому, явно более прозападному клану в правящей элите. Ведь столько десятилетий старались, костьми ложились, на армию тратились, с главным сбытовым рынком до жути рассорились, а на выходе получили что? Очередное позорное поражение? Зачем нам такое правительство? Сменить его на тех, кто знает, как исправить! С перспективой повторения советского варианта Перестройки.
Но для движения по такому сценарию такие ракеты американцам необходимо мало того, что просто иметь, обладать ими требуется публично. По мнению Пентагона, США сумеют развернуть необходимый наряд сил в интересующих точках мира в ближайшие 3-5 лет. А вот Китай эффективный комплекс ПВО/ПРО, способный этот удар отразить, создаст не раньше чем через 15 лет. Тем самым возникает временной зазор, дающий Америке кардинальное, даже стратегическое, военное превосходство над своим главным геополитическим противником, аккурат где-то между 2023-25 и 2034 годом.
Для того все эти пляски с бубнами вокруг отказа от Договора Вашингтон и затеял. Россия в данном случае используется в качестве яркой мелькающей штуки в руках у шулера для отвлечения внимания аудитории от того, что он на самом деле собирается сделать. Главная опасность решения США заключается для Пекина, и вот как Китай будет пробовать купировать эту угрозу – это самый главный и интересный вопрос.