механик написал(а):Может китайцы евреи и есть? Или евреи это китайцы?
Евреи Китая представлены двумя очень разными общинами. В первую общину входят так называемые кайфынские евреи (ютай или ютайжэнь), которые на протяжении по крайней мере 700 лет были сосредоточены в китайском городе Кайфын (провинция Хэнань). Термин «китайские евреи» возник в XVII—XVIII вв., когда христианские миссионеры впервые столкнулись с представителями данной общины. Сами китайцы называли иудаизм «тяо цзинь цзяо» (挑筋教), что значит «религия вытягивания жил» (намёк на определённые требования кашрута)
Вторая группа:
Евреи Маньчжурии
Появление еврейской общины в Маньчжурии связано со строительством КВЖД в начале XX века, когда из России на новые земли в Китае хлынул поток жителей, среди которых было довольно много евреев. В Китае евреев привлекали не только заработки, но и почти полное отсутствие антисемитизма, с которым они сталкивались в России. Гражданская война в России привела к новому притоку евреев в Маньчжурию, уже в составе белой эмиграции. В результате, в маньчжурских городах возникли крупные еврейские общины. Наиболее ярким примером является еврейская община Харбина, появившаяся в 1903 году.
Евреи Гонконга
Основная статья: Евреи в Гонконге
Еврейская община возникла в Гонконге в 1857 году и была представлена очень влиятельными людьми, среди которых выделялась семья Сассун, игравшая в XIX веке существенную роль в мировой торговле опиумом[11]. В 1904—1907 годах губернатором Британского Гонконга был еврей по происхождению Мэтью Натан[12].
жжжжжжжжжжжжжжжжжж
Еврейская община Кайфына
Еврейская община Кайфына — евреи в Кайфыне.
История
Евреи стали селится в городе во времена династии Тан (618−907 годы) либо в эпоху Северного царства Сун (960−1127 годы)[1].
Предполагается, что это были бухарские евреи либо иранские евреи, очевидно купцы (см. Рахдониты), занимавшиеся торговлей по Великому Шёлковому пути, который во времена Хазарского каганата в значительной степени контролировался евреями
Другим путём евреев в Китай был морской: еврейские купцы садились на корабли в арабских портах на Индийском океане, плыли в Индию, а оттуда — в Китай. Из Китая евреи вывозили, помимо шёлка, «мускус, алоэ, камфору, корицу и другие товары»
Абу Заид ас Сирафи (арабский географ начала 10 в.) писал, что во время Крестьянской войны (874−901 годы), восставшие, которых возглавлял Хуан Чао (умер в 884 году), взяв в 879 году Гуанчжоу и другие крупные города, перебили около 120 тысяч иностранцев, среди которых были и евреи. Подавил это восстание генерал тюркского происхождения Ли Ко-юн (Li K’o-yung, Li Keyong, ум. в 908 году).
В 1163 году под руководством Ан-Тьу-Ла (Абдула?, Хамдула?) была построена первая известная в Кайфыне синагога. Её возглавил раввин Лье-Вей (Леви?). Также были построены ритуальная миква, кухня, кошерные объекты для разделки, шалаш для Суккота[10].
Евреи служили чиновниками, служили в армии, занимались торговлей, среди них были врачи. Говоря о самих евреях, китайская надпись гласит:
Они занимаются с успехом земледелием, торговлей, государственной службой, военным делом и пользуются большим почётом за верность и приверженность и строгое исполнение предписаний своей религии[11].
Некоторые евреи, как Joshua Lee Yingyuan, Abraham Chao Hanzhang, Moses Zhao Yancheng и Abraham Chao Guangyu становились губернаторами и видными чиновниками[12].
Также евреи были заняты в производстве хлопчатобумажных тканей, в их окраске и в печати узоров на тканях[13].
Стелы подчёркивают верность евреев императору и их доблестную службу в войсках Юэ Фэя (1103−1141 годы) в войне с вторгнувшимися чжурчжэнами[14][15].
Как сообщают летописи, Чингисхан «усмирил» китайских мусульман и евреев, запретил халяльную и кошерную пищу, а также обряд обрезания[16][17][18].
Во время династии Мин (1368−1644 годы), евреям получили 7 фамилий, которые сохранились до сих пор: Ай (Ai, 艾), Ши (Shi, 石), Гао (Gao, 高), Цзинь / Джин (Jin, 金), Ли (Li, 李), Чжан (Zhang, 张) и Чжао (Zhao, 赵)[19], которые считаются имеют следующее значение: Ездра, Шимон, Коэн, Гилберт, Леви, Иешуа и Ионатан, соответственно[20].
К началу 20 в. одно из этих еврейских кланов Кайфэна, — Чжан — в значительной степени обратился в ислам[21].
В 1421 году еврей из Кайфына Чжао Сан разоблачил заговор против императора, что привело к возвышению членов клана Чжао.
Евреи Кайфына участвовали во многих войнах, о чём сохранились записи: от 1489 года одна стела говорит о еврейской «Безграничной преданности стране и принцу». Другая надпись за 1512 года на стеле говорит о том, как еврейские солдаты и офицеры китайской армии были «бесконечно лояльны к стране»[22].
Во время династии Мин еврейская община города включала более 500 семей, и достигала 4−5 тысяч человек[23].
В 1605 году миссионер Маттео Риччи посетил город Пекин, где встретил еврея из Кайфына по имени Ай Тянь. Общее впечатление Маттео Риччи о положении евреях Китая, было его убеждение, что «они были на пути к принятию ислама или язычества»[24].
В 1642 году город осадила армия мятежников. Возглавлявшему оборону города еврею Ли Гуаньтяну пришлось разрушить дамбу, чтобы наводнением заставить врага отступить[25].
В результате многие евреи (и другие жители города) погибли, синагога была разрушена, пропали многие еврейские тексты, в том числе Тора. Лишь в 1663 году еврейский генерал Чжао Ченчин, а также мандарины (министры) Чжао Юнгчен и Чжао Инту восстановили синагогу города[26].
В 1643 году погиб командир роты еврей Ли Яо[27].
Около 1644 года известен врач и владелец аптеки Ай Юнг.
В 1652 году еврей Чжао Ши-Фанг помог восстановить конфуцианский храм рядом с синагогой.
Новый удар по еврейской общине города принесло Восстание тайпинов (1850−1864 годы), община рассеялась, но затем евреи вновь вернулись в Кайфын.
В 1860-х годах синагога была разрушена, община фактически распалась.
Сегодня официально себя признают евреями не менее 500−1000 человек в Кайфыне (примерно 100 семей)[28].
Кайфынские евреи вступали и вступают в смешанные браки с китайцами, и по внешнему виду неотличимы от своих нееврейских соседей[29]. В то же время, кайфынские евреи до сих пор не едят свинину. Так как счёт родства у кайфынских евреев патрилинейный, при репатриации в Израиль по Закону о возвращении им приходится формально принимать иудаизм.
В последнее время наблюдается некоторая активизация еврейской жизни города, возможно под влиянием еврейских туристов. Так, одна семья перешла в иудаизм и переселилась в Израиль[30][31].
20 октября 2009 года первая группа евреев Кайфэна совершила алию в Израиль[32][33].
Большое значение для истории как китайских, так и индийских евреев имеют найденные в Кайфыне стелы[34]. Они, однако, вызывают научные споры[35]. В надписи утверждается, что евреи — коэны прибыли из Вавилона в Индию, а затем в Китай. Это переселение произошло ещё в эпоху династии Хань (200 г. до н. э. — 200 г. н. э.)[36].