Елена Панина - РУССТРАТ
Приднестровье: почему Запад пока не напал на ПМР
Экономическая блокада создает серьезные риски для государственности Приднестровья
Оказавшееся в фактической блокаде Приднестровье – важная геополитическая позиция с точки зрения любых раскладов, и стремление Запада найти повод для «окончательного решения» вопроса Приднестровской Молдавской Республики вполне очевидно. На это обстоятельство обратили внимание многие эксперты, ожидая от Кишинева – а, точнее, его западных покровителей – новой попытки аннексии самоопределившегося региона. Однако, есть достаточно свидетельств того, что Приднестровье планируют задушить в первую очередь путём экономического и санкционного давления.
25 января власти Кишинева объявили, что въезд и вход на территорию республики граждан с приднестровскими паспортами отныне запрещается, а молдавские пограничники получили указание таковых через КПП не пропускать. Тем самым Кишинев признал Приднестровье иностранным государством.
Запрет не будет иметь катастрофических последствий, граждане запертой между Молдавией и Украиной ПМР давно обзавелись паспортами Молдавии, Румынии или России – просто для того, чтобы иметь возможность перемещаться на соседние территории. Но российский паспорт сейчас может создать проблемы его обладателю, украинский – стать поводом для принудительной мобилизации, если его обладатель будет обнаружен на территории Украины.
Показательным является случай главы МИД Приднестровья Виталия Игнатьева. Глава внешнеполитического ведомства ПМР недавно выразил обеспокоенность изменениями в уголовном кодексе Молдавии, ужесточающими положения по борьбе с сепаратизмом. Например, Игнатьев теперь не имеет гарантий, что в ходе очередного раунда переговоров он не будет арестован, как сепаратист.
Учитывая новые уголовные положения, по его словам, переговоры могут проводиться исключительно в Приднестровье, либо посредством видеоконференции. Игнатьев имеет украинское и российское гражданство, и Киев приказал ему явиться в украинский суд в этом месяце, чтобы ответить на обвинения в одобрении воссоединения Крыма с Россией в 2014 году и «враждебные заявления в адрес Украины».
Тем самым, жителей Приднестровья загоняют в патовую ситуацию. Они вынуждены либо оставаться в границах самопровозглашенной республики, которой «перекрыли кислород» с двух сторон, либо использовать обходные пути. Как показывает пример Игнатьева, при попытке найти выход из ситуации, у граждан ПМР могут возникнуть побочные эффекты.
Наиболее удобным для приднестроцев в данной ситуации выглядит сегодня молдавский или румынский паспорт (с молдавским можно попадать и на территорию ЕС). Тем более, что грань между Молдавией и Румынией стремительно стирается.
Известно, что власти Молдавии отказались признавать существование молдавского языка и объявили гражданам, что те – румыны. Как минимум 12 граждан Румынии в ближайшем будущем займут ключевые государственные посты в Молдавии, например экс-министр финансов Румынии Анка Драгу назначена главой Нацбанка Молдавии, экс-руководитель национального офиса по борьбе с отмыванием денег Румынии Мриус Стойку возглавил аналогичную службу Молдавии, румынский дипломат Космин Динеску поставлен во главе Гражданской миссии партнерства ЕС в Молдавии. Динеску будет среди прочего заниматься и вопросами внутренней безопасности Молдавии.
В 2024 году в Румынии пройдут европейские, местные, парламентские и президентские выборы. В качестве одного из сценариев предусматривается унификация выборов с Молдавией, в идеале с установлением единого руководства на всей молдавско-румынской территории. План вполне реализуем, потому что молдавское руководство и лично президент Майя Санду максимально лояльны Румынии и являются гражданами этой страны.
Как минимум несколько румынских партий уже, в той или иной форме, работают с молдавскими избирателями. Но большее значение представляет лояльность Санду НПО-системе Джорджа Сороса (ее представляет «Союз за спасение Румынии» и его председатель Дачиан Чолош).
Важно и то, что молдавские элиты намерены увязать предстоящие выборы в Молдавии с референдумом по вопросу евроинтеграции, который – с учетом всего вышесказанного – скорее всего закончится поддержкой «курса в Европу». Для этого есть все объективные условия: Молдавия последовательно конкурирует с Украиной за статус беднейшей страны в Европе, население достаточно обработано «евроинтеграционной пропагандой» (согласно опросу 2 из 3 молдаван желают стать европейцами), а дипломатическое влияние России на территории Молдавии ограничено, как и возможности проекции военно-экономического влияния.
Военное решение проблемы Приднестровья для Запада выглядит рискованным и чересчур затратным. После февраля 2022 года Украина закрыла границу с Приднестровьем, в результате чего доходы Тирасполя резко сократились. Поскольку прямой связи Приднестровье с Россией не имеет, то только за 2022 год падение товарооборота с РФ (не считая природного газа, которое ПМР получает от России бесплатно) составило 22%. Сейчас для ПМР контакт с внешним миром возможен только через Молдавию. Благодаря доступу Молдовы к Европейскому Союзу, треть экспорта Приднестровья идет на рынок ЕС.
Экономическими рычагами Молдавия пользуется активно и жестко. В ноябре 2023 года она заблокировала поставки в РФ с трех приднестровских заводов, назвав продукцию товарами двойного назначения и, следовательно, запрещенными в соответствии с санкциями ЕС.
В начале 2024 года Молдавия без предварительного предупреждения лишила продукцию ПМР налоговых льгот. Это означает, что компании, базирующиеся в Приднестровье, должны платить пошлины как Приднестровью, так и Молдове. В ответ Тирасполь ввел повышение налогов для примерно 2000 молдавских предприятий в Приднестровье.
У ПМР, также, есть некоторые собственные рычаги воздействия на Кишинев: Молдавия остается конечным потребителем большей части электроэнергии, вырабатываемой за счет российского газа, импортируемого в Приднестровье. При стоимости 1,19 лея ($0,07) за киловатт нынешнее соглашение трудно превзойти по стоимости. На европейском рынке лучшее, на что может рассчитывать Кишинев, это 3,72 лея за киловатт.
Однако, если соглашение о транзите российского газа через Украину не будет продлено в декабре 2024 года, Приднестровье может остаться без российского газа. В случае отсутствия поставок дешевого российского газа около 90 крупных и средних предприятий Приднестровья столкнутся с закрытием или, по крайней мере, со значительным увеличением расходов и снижением спроса.
Чтобы создать эффективное давление на Приднестровье вовсе необязательно совершать военные акции. В отсутствие возможности прямой силовой поддержки Приднестровья, которое отделено от российской Херсонской области территориями, находящимися под контролем киевского режима, на фоне последовательного удушения экономики ПМР и превращения республики в своеобразное гетто – для государственности Приднестровья возникают большие риски и без прямого вторжения.
https://dzen.ru/a/ZbgIXTXtBnpVzUb7