механик написал(а):Аргументируете двигателем, который даже не был испытан до конца? РД-270?
Но он же был...
Хотите почитать письма Глушко по поводу этого двигателя? Того самого Глушко, которому приписывают вывод о невозможности создания однокамерного двигателя с тягой более 200 тон (а сегодня запросто массово лепят 330)...
Глушко просто не дали довести движок до конца. В 1970 году закрыли проект УР-700 (для которой делали двигатель). Но двигатель был создан. Были выпущены 22 двигателя (это уже серия) и проведены 29 огневых испытаний (а это не мало). На основании их двигатель был доработан, введены щелевые заргадительные форсунки как в F-1 и еще ряд усовершенствований. Вот он красавец:
Если внимательно присмотреться, то "Raptor" Илона нашего Маска это слегка уменьшенная копия советского РД-270.
механик написал(а):Синхронизировать двигатели, так как они будут выдавать разную тягу.
Это абсолютно ненужная процедура. Это вам не дизель.
Как вы не синхронизируйте, и что вы не синхронизируйте, даже один и тот же ЖРД выдает разную тягу по времени. Процесс горения топлива не возможно стабилизировать на 100%. Доли градуса - разные показатели тяги. А пять двигателей естественно будут выдавать разную тягу относительно друг друга. И суммарная тяга будет смещаться относительно оси ракеты. Это называется эксцентриситетом силы тяги и является нормальным явлением.
Но борются с ним не абстрактной "синхронизацией", а совершенно другими методами. Для этого создают дополнительные качающиеся рулевые камеры (как на РД-107 "Союза"), рули на оперении первой ступени (как на "Искандере"), качающиеся камеры основного ЖРД (как на РД-170) и прочее, вплоть до регулировки скорости вращения турбонасоса. Есть вариант с угловым наклоном боковых двигателей. Тогда ракете придается некоторое вращение, которое стабилизирует ее на полете. В "Сатурн-5" были качающиеся камеры ЖРД.
Регулировка положения двигателей (рулей, рулевых камер и пр.) идет от гироскопических датчиков, а управляет процессом бортовая ЦВМ. Кроме того, не забывайте, что тяга ЖДР достаточно легко регулируется. И все это заранее настраивается на стендах, чтобы все 5 ЖРД работали одинаково в допустимых пределах. И поставляются они комплектом. Замена одного из двигателей теоретически возможна, но практически малоосуществима.
Я вам уже говорил - Бритва Оккама, не рисуйте лишних сущностей там, где есть более простое объяснение.
А все "нелунатики" именно этим и занимаются.
механик написал(а):Вот мне кажется, что вся эта информация о его надежности и безукоризненной работе лишь подчеркивает абсурдность отказа от его применения. Такая конфетка получилась и так легко предали забвению.
Не кажется.
Вот к примеру "Конкорд" или Ту-144 - надежный, сильный, быстрый... Такая конфетка и так легко предали забвению. А "Энергия - Буран"... Это же шедевр инженерной мысли! И где он сегодня? На свалке истории. И РД-170 стал никому не нужен. А это (не смотря на его четырехкамерность) самый мощный двигатель в истории человечества... Да, наработки пригодились. Урезанную модель РД-170 (РД-171) ставили на "Зениты"... Некоторое время. И ополовиненный ДР-180 сделали... Повезло движку. Но и наработки F-1 тоже пригодились. В том же RS-25 шаттла или RS-27A "Дельты"... Масковый "Мерлин" тоже можно считать "внуком" F-1. А RS-68 используется до сих пор на Дельте-4....
Понимаете - у F-1 нет перспектив. Потому что сама топливная пара керосин-кислород уходит в прошлое. Идет борьба за:
1. многоразовость,
2. удельный импульс.
Многоразовый двигатель на керосине невозможен - он так засирается шлаками, что хрен отмоешь для второго полета. Надо использовать либо водород, либо метан. Есть еще " великая тройка" - литий-фтор-водород, там удельная тяга вообще под 600 с, но уж слишком ядовита она и агрессивна.
Удельная тяга пары кислород-керосин самая низкая, и с трудом дотягивает до 300 с (теоретический предел 340) при температуре горения почти 3 700К. Даже ни же, чем у гептила, обожаемого Челомеем. Тогда как кислород-водород уже сегодня выдает 390 с (теоретически до 470 с) при 2 900К. Пара метан-кислород выдает до 350 с, плюс почти одинаковая температура хранения компонентов и применение отрытой схемы, что существенно упрощает и облегчает конструкцию. Использовать движок можно до 30 раз. Чего сегодня мировая космонавтика и добивается.
Так что как видите F-1 не такая уж и "конфетка" как кажется. Это технологический тупик. И "Ангара" не самый лучший вариант ракеты - это от безысходности. Нет у нас пока мощного ни метанового, ни водородного двигателя. Водородный РД-0120 ИМХО сделают не ранее 28-30 года, а метановый РД-0169 году к 26-му. Вряд ли ранее.
Отредактировано PadRe (2024-01-25 08:40:50)