На флоте внедряют защиту от дронов
31.05.24 08:39
Военно-морской флот России начал осваивать [не прошло и двух лет - Прим.Stepnyak] новую программу боевой подготовки — по противороботовой защите (сокращенно — ПРЗ). Она предусматривает обучение экипажей кораблей борьбе с безэкипажными катерами и БПЛА противника. Военные моряки уже получают дополнительное вооружение для борьбы с дронами. Эксперты отмечают, что подобный курс необходим любому современному флоту. События последних двух лет показали, что дроны, а в особенности безэкипажные катера, стали серьезной угрозой для боевых кораблей и военно-морских баз.
Опасные роботы
В программу боевой подготовки надводных кораблей ВМФ России вошел новый учебный курс — по противороботовой защите. Он предусматривает обучение экипажей кораблей, а также целых корабельных соединений противодействию безэкипажным катерам (БЭК) и беспилотным летательным аппаратам. При его разработке был учтен опыт специальной военной операции. Обучение экипажей уже началось, сообщили источники «Известий» в Минобороны РФ.
В программе есть такие упражнения, как стрельба по надводным и воздушным малоразмерным целям.
Собеседники издания отметили, что курс предусматривает сначала обучение экипажей отдельных кораблей, а затем — соединений. При этом отрабатываются задачи по коллективной защите пунктов базирования от ударов БЭК и БПЛА.
Для борьбы с новой угрозой экипажи получили дополнительное вооружение — крупнокалиберные пулеметы, противодроновые и помповые ружья, приборы ночного видения и другое специальное оборудование, отметили собеседники «Известий». [ И что в этом списке такого волшебного, о чем не говорилось еще в 2022-2023 годах ? - Прим.Stepnyak]
Появление морских беспилотников влечет за собой изменения тактики применения в первую очередь надводных сил флота, рассказал «Известиям» экс-командующий Тихоокеанским флотом России адмирал Сергей Авакянц.
— В то же время в оперативном искусстве применения военно-морского флота пока принципиальных изменений не произошло, — объяснил он «Известиям». — Но раз появился новый вид оружия, достаточно эффективный, то сейчас необходимо разрабатывать тактические приемы: с одной стороны — для противодействия этому оружию, а с другой — для эффективного применения против неприятеля. Чем сейчас и своевременно, Военно-морской флот России и занят.
Но не надо абсолютизировать новый вид оружия, отметил адмирал.
— На данный момент БЭК ограничены по скорости и мореходности, зависят от метеоусловий. Они могут эффективно применяться на закрытых театрах военных действий. В первую очередь это Балтийское и Черное моря. В какой-то мере беспилотные катера можно использовать против военно-морских баз, поэтому при организации их охраны надо иметь в виду эту угрозу, — резюмировал он.
Противостояние с украинскими БЭК на Черном море показало, что они могут доставить много неприятностей, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— Во время боевых действий обстановка постоянно меняется, возникают новые вызовы, — объяснил он. — И беспилотные катера и БПЛА — один из них. В случае с Украиной БЭК надо уничтожать еще в местах производства, потом следить за путями доставки и наносить по ним удары. Это первый эшелон обороны. Затем в дело должны вступить самолеты и вертолеты, которые уже доказали свою эффективность в борьбе с безэкипажными катерами. Борьба кораблей с БЭК или БПЛА — это последний рубеж. Тут у экипажа нет права на ошибку. Люди должны быть готовы к отражению атак, действовать максимально согласованно.
По словам эксперта, тактика борьбы с БЭК и БПЛА должна быть освоена всеми российскими военно-морскими флотами.
— Сейчас противник старается растянуть поле боя, — отметил он. — Нас атакуют не только на Украине, но и в других местах. Страны коллективного Запада могут нанести удар где угодно, сославшись потом на украинских диверсантов. Наш флот должен быть готов к такому развитию событий.
Учения начались
Экипажи кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ) уже перешли к освоению программы противороботовой защиты.
Ранее Минобороны РФ сообщало, что корвет «Гремящий» ТОФ провел учения по борьбе с безэкипажными катерами в Японском море. По сценарию маневров, корабль на переходе обнаружил группу безэкипажных катеров условного противника, атакующих корабль.
Все морские беспилотники были уничтожены боевыми расчетами корвета. Огонь велся из крупнокалиберных пулеметов и зенитной артиллерийской установки АК-630М. На учениях экипаж отработал алгоритм действий по распределению целей и ведению огня по секторам в условиях массированной атаки БЭК.
Учесть опыт
При разработке программы самое пристальное внимание было уделено опыту противостояния с БЭК в Черном море. С начала специальной военной операции Украина десятки раз атаковала корабли Черноморского флота с помощью морских дронов. Сейчас новости об уничтожении украинских БЭК появляются чуть ли не ежедневно.
Вооруженные силы России не только отражают атаки противника, но и наносят удары по инфраструктуре, связанной с безэкипажными катерами. Так, 29 мая в Минобороны РФ заявили об уничтожении морской авиацией в северо-западной части Черного моря двух украинских БЭК, следовавших по направлению к Крыму.
В этот же день оперативно-тактическая авиация, БПЛА и ракетные войска нанесли ряд ударов по тыловым районам. В числе уничтоженных целей — склад, где ВСУ хранили безэкипажные катера.
24 мая Минобороны сообщило об уничтожении трех безэкипажных катеров в морской акватории.
А вот 16 мая в западной части акватории Черного моря разгорелось небольшое сражение — из штатного вооружения морская авиация ВМФ уничтожила 12 безэкипажных катеров.
Вечером атаки продолжились, были потоплены еще три безэкипажных катера. Всего в течение дня морская авиация Черноморского флота пустила ко дну 15 БЭК. Видео уничтожения дронов вертолетами было опубликовано Минобороны РФ.
В мае, по данным российского военного ведомства, было уничтожено 40 безэкипажных катеров на складе хранения.
Наш ответ
В России тоже активно разрабатываются безэкипажные катера. В частности, в зоне СВО испытывается дрон, созданный на Кингисеппском машиностроительном заводе.
Управляющий директор предприятия Михаил Даниленко ранее рассказывал «Известиям», что их протестируют в боевых условиях силы специальных операций.
Известно, что катер может поражать как морские цели, так и объекты у уреза воды, например береговые базы противника или портовые сооружения.
Габариты, небольшая осадка и малозаметность позволяют применять их в русле Днепра. Катер может нести боевую нагрузку до 600 кг, дальность его применения — до 120 морских миль, скорость — до 45 узлов.
=====================================
PadRe написал(а):Припигинда. "Отвлечение на негодные объекты" или "фантик для котика"
Вот знаете, как котика дразнят красной точкой, и он забывает обо всём и кидается её ловить? Так и украинцев отвлекают какой-нибудь мелкой фигнёй, чтобы они забывали о крупных проблемах.
И военкурвятник в этом им в меру сил пытается помогать.- Конгресс США в очередной раз провалил выделение 60 миллиардов для украины.
- Ой, смотрите, мы запустили в воздух набор шариков в виде тризуба!- ВСУ потеряли Авдеевку и теперь стремительно отступают, теряя по 2-3 населённых пункта в сутки.
- Смотрите, мы дронами атаковали российский катер!- Польша заблокировала весь транзит на/с украины, и требует от ЕС отмены всех торговых преференций для киевского режима.
- Сырский перебросил под Работино 25 солдат, и они сейчас как наступят, как наступят!- Германия отказалась поставлять киевскому режиму ракеты «Таурус».
- В Крынках нашли ещё двух украинских десантников! Один без ноги, у второго тяжёлая форма ПТСР (и у обоих нет патронов), но они представляют угрозу всей российской группировке войск на этом направлении!- Очередная вундервафля в виде танков «Абрамс», на которую все пидриоты укруины сточили свои стручки, оказалась бесполезной. ВСУ за пару дней потеряли уже четыре «Абрамса» из своего неприкосновенного резерва (Охлобыстин в панике пытается взять кредит в банке).
- А теперь песня(с)Ну ладно хохлы… их тридцать лет дрессировали на условные инстинкты, там в голове две лампочки «Зрада» и «Перемога», а по свистку слюнка начинает выделяться…
Но этим же и отдельные российские граждане страдают, которые истеричная аудитория военкурятника!
Ах, подбили катер! Трагедь! Котострофа! Конец!
Акус, это малый сторожевой катер, его задача по определению «обнаружить противника и героически утонуть». Ибо он не обладает собственным ПВО и прочими системами защиты, он слишком маленький и дешёвый, чтобы на него их ставить.
Это как раньше отправляли целый эскадрон лёгкой кавалерии в разведку, чтобы они обнаружили противника и сообщили об этом. Пока одни будут гибнуть, другие сообщат важные разведсведения (ибо если не сообщат, то будет угроза всей армии). Поэтому жертвуют малым, чтобы спасти большое.
Это суть войны. Если вы не в состоянии этого вынести без слёз и истерик, то возвращайтесь в детский сад, кушать манную кашку в ясельной группе.Самое главное, что на самом деле вся эта история с катером – это провал ВСУ. Ибо целью атаки был Крымский мост. Но сторожевой катер выполнил свою задачу и отбил все атаки по мосту, при этом получив повреждения.
При этом команда жива, никто не погиб.
Если танк подбили, но экипаж эвакуировался – пофиг на железо, его новое склепают (или даже это починят). Самолёт, катер, танк – это только расходник, люди важнее.
Если команда жива, то вообще нет никакого повода скулить.
Но нет, несколько суток всё Гомосексуальное Братство Сетевых Дегенератов захлёбывается в вое «Флот не извлекает уроков из своих ошибок! Руководство неадекватно!».
Это вы, дебилы, необучаемые и неадекватные.Есть же понятие в военной науке «отвлечение внимания на негодный объект». Подсунуть снайперу куклу вместо человека, чтобы он выдал свою позицию. Подсунуть котёнку фантик, чтобы он на него охотился. Подсунуть дурачкам повод поныть/порадоваться, чтобы они не увидели большой картины.
Есть как минимум три уровня восприятия войны – тактический, оперативный и стратегический (иногда ещё выделяют геостратегический или глобальный).
На тактическом «тут два солдата закидали гранатами троих» или «ой, танк подбили». Это, как называет товарищ Мартьянов «милитари порн», военная порнография. Я их стараюсь вообще не смотреть, ибо они могут быть зрелищными и даже захватывающими, давящими на эмоции, но к пониманию общей картины не приближают нас от слова «совсем».
Гораздо важнее для понимания сводка. Та самая скупая и скучная сводка от Конашенкова, где перечисляется численность уничтоженных солдат и техники противника, освобождённые населённые пункты и тому подобная информация. Но и это оперативный уровень.
А есть ещё и стратегический уровень, который, собственно, и даёт реальное понимание, кто побеждает.Военкурятник (все эти рыдающие Свинчуки, банные Подоляки, бомбофайтеры с кастрюлей на голове и прочие Фёдоры Кирюшины) всегда пытается утянуть вас на дно, в мелочи, в «смотрите, сбросили гранату в окоп». Но это рассматривать в лупу маленький двухмиллиметровый камешек в восьмиметровой панораме «Бородинская битва». За деревьями не видеть леса.
Уровень геополитики – это дипломатические альянсы, макроэкономические показатели, торговые балансы, промпроизводство, уровень социально-экономического напряжения etc. Не громкие эмоциональные заявления, а «скучные» циферки.Не будьте котиками. Не ведитесь на красную точку.
https://alexandr-rogers.livejournal.com/1746294.html
Не в бровь, а в глаз...
И так, и не так...
С одной стороны Роджерс прав, говоря о том , что потеря "катера" не такая уж большая потеря, если экипаж спасен. Тут я согласен.
А с другой стороны я все равно не вижу положительной динамики в организации противодроновой защиты кораблей и береговых объектов.
Что мы имеем ? Супостаты стали активно использовать атаки БЭКов (безэкипажных катеров) , иногда в сочетании с БПЛА , примерно с осени прошлого года, т.е. тому уже полгода. При наскоках небольших количеств БЭКов (1-2) , особенно днем, все обходилось более - менее благополучно : их либо расстреливали в воде автоматическими пушками и крупнокалиберными пулеметами , и они взрывались/тонули , не доходя до целей , либо к целям прорывался один БЭК , который наносил повреждения, но повреждения , которые можно было довольно оперативно отремонтировать и вернуть корабли в строй.
Однако супостаты стали наращивать интенсивность атак , меняя тактику, задействуя для них одновременно десяток или более БЭКов в сочетании с десятком или более БПЛА разной конструкции, и осуществляя атаки преимущественно в ночное время, т.е. в условиях плохой видимости , атакуя корабли не только в открытом море или на рейде , но и у причальных стенок (как , например, БДК "Новочеркасск" ) . Появилась определенная тактика этих атак : первые атакующие БЭКи нацеливаются на корму (где, как правило, на атакуемых кораблях отсутствовали эффективные средства поражения) , где наносят повреждения гребущим винтам, лишая корабль хода, а затем оставшимися БЭКами долбят с одной стороны в мидель .
К настоящему времени супостаты использовали более 550 БЭКов в более, чем сотне атак. Львиную долю моряки отбили без потерь , но однако потери тоже имеются, и на мой взгляд их вполне можно было избежать или минимизировать ущерб от них , если бы флотское руководство более оперативно и креативно отнеслось бы к задаче противодроновой защиты кораблей и береговых сооружений.
Да, конечно, рано или поздно , эту проблему военные специалисты как-то решат , однако "мой пойнт" состоит в том , что это нужно было делать с самого начала , после самой первой атаки БЭКа , нанесшей ущерб.
Британские военные и политиканы обещают поставить в этом году для нужд ВСУ 10000 БЭКов , хохлы вроде как и сами делают их сотнями из западных комплектующих , т.е. угрозы для российских кораблей (и военных, и гражданских/торговых судов) достаточно велики . Сначала по всей акватории Средиземного , Черного и Азовского морей, затем на Балтике , затем в Северном и Белом морях.
Поэтому я не вижу ничего плохого в том, что "пиджаки" и СМИ об этой проблеме беспокоятся по-своему , вынуждая флотских просто побыстрее шевелиться в создании эффективной системы противодействия.
По части воздушных БПЛА и ПКР тут все более-менее понятно : надо совершенствовать корабельные и береговые ПВО и РЭБ с упором на дополнение существующих радаров "нерадиолокационными" средствами обнаружения - акустическими и оптическими станциями , снабженными ИИ , своевременно замечающих приближение угрожающих объектов для постановки заградительного артиллерийского огня и быстрой активации корабельных ЗРК. И многое уже тут делается.
А вот с противодействием БЭКам дело идет ни шатко, ни валко. И по имеющимся в сети видеозаписям атак , примерно понятно , чего не хватает : защитных сооружений ( как минимум противолодочных сетей и боновых заграждений стоянок судов и портов) , системы раннего обнаружения БЭК (насыщенного тепловизорами и гидроакустическими системами с ИИ на кораблях и береговых сооружениях , а также воздушной разведки - БПЛА и аэростатов с тепловизионными станциями обнаружения) и эффективности средств поражения полупогружных или глиссирующих низкопрофильных БЭКов.
Учить - не учить, а вот прикинуть , как это все можно сделать БЫСТРО паллиативными решениями до того момента, как это все будет решено капитально - вполне можно. И вполне возможно, что некоторые из массовых предложений "дилетантов" станут теми исходными точками для мозговых штурмов конструкторов , которые будут создавать средства противодроновой обороны
Оттолкнемся от ТТХ.
Со стороны супостатов наиболее эффективно сейчас действуют БЭКи типа Magura-V5 (вроде как были и другие , но эти . С ноября прошлого года неповрежденный образец такого БЭКа уже находится в распоряжении российских специалистов.
24 ноября 2023, 13:38
Названа особенность выброшенного на берег Крыма безэкипажного катера ВСУ
Военный эксперт Дандыкин: катер ВСУ «Магура V5» сложно обнаружить в море
Кадр из видео CNNБезэкипажный катер-камикадзе «Магура V5», которым Украина периодически атакует корабли у западного побережья Крыма, неповрежденным попал в руки российских военных. Об этом сообщает «Московский комсомолец».
В статье отмечается, что дальность действия катера — более 800 км. Он может нести до 320 кг взрывчатки. Скорость до 80 км/ч . Не исключается, что именно эти катера были задействованы для второй атаки на Крымский мост.
Военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин пояснил «МК», что практически вся начинка у украинских катеров-камикадзе — западная, по некоторым данным немецкая. Самая большая сложность состоит в том, чтобы обнаружить такой катер в море, так как он полупогружного типа.
Эксперт предположил, что катер сбился с курса и был выброшен на берег в результате шторма. Российские военные изучат его и сделают выводы о том, как более эффективно бороться с таким оружием, заключил Дандыкин.
В сентябре Минобороны РФ сообщало, что ВСУ трижды пытались атаковать Крымский мост морскими беспилотниками.
Ранее стало известно, что Украина намерена поставить на вооружение ВМС сотни безэкипажных катеров.
По снимку видно , что это достаточно простая конструкция, которую можно тиражировать тысячами : дешевый и легкий фанерно-пластиковый полупогружной глиссер при движении в воде плохо обнаруживается радиолокационными средствами. (количество взрывчатки, кстати, постоянно растет : начиналось с 200 кг, сейчас 300-400 кг , а теперь уже появилась угроза применения БЭКов с зарядом до тонны)
ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО
07 МАРТА 2024 04:00НА 155 АТАК ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ВЫДЕЛЕНО ДВЕСТИ МИЛЛИОНОВ: ШАНСОВ ВЫЖИТЬ НЕТ?
Чуть более чем за месяц Россия потеряла три боевых корабля. На этом фоне стало известно, что Великобритания выделила Киеву целевой транш на борьбу с нашим Черноморским флотом. За его уничтожение Лондон платит 200 миллионов фунтов стерлингов. Сумма не поражает воображение, но и маленькой её назвать нельзя. Сможет ли наш враг добиться своей цели и что нужно делать, чтобы этого не произошло, разбирался Царьград
Патрульный корабль "Сергей Котов" был накануне атакован стаей морских беспилотников Magura V5. Первоначально сообщалось, что в атаку шли 15 безэкипажных катеров (БЭКов), однако, по уточнённым данным, в нападении приняли участие всего пять морских беспилотников, и, к сожалению, все добились попаданий. Позже вертолёт Росгвардии Ми-8 обнаружил и расстрелял шестой дрон: вероятно, его оператор выжидал удобного момента для атаки буксиров, начавших спасательную операцию и пытавшихся оттащить повреждённый корвет в порт.
РУССКИЙ TELEGRAM МГНОВЕННО ОТРЕАГИРОВАЛ НА ГИБЕЛЬ НАШЕГО КОРАБЛЯ. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА "ВЕСТОВОЙ"К утру, когда "Котов" начал тонуть, к месту событий подошла ещё одна группа из трёх украинских дронов. Но их расстреляли пулемётами с буксиров. Насколько можно судить, план противника предполагал, что первая большая группа БЭКов атакует патрульный корабль и тем пробьёт брешь в периметре безопасности, а уже вторая группа пройдёт в неё и попытается атаковать Крымский мост.
В целом на операцию было отправлено девять БЭКов, из которых шесть были выделены для нападения на корвет. Стоимость одного морского беспилотника Magura V5 составляет 273 тысячи долларов. Путём несложных калькуляций определяем, что выделенных британцами 200 миллионов фунтов хватит на закупку 931 беспилотника такого типа.
При условном соотношении шесть дронов на один корабль выходит, что Лондон проспонсировал 155 групповых атак, каждая из которых с высокой вероятностью завершится гибелью нашего корабля.
Почему условном? Дело в том, что противник может атаковать меньшим числом дронов. Но тогда вероятность гибели корабля снижается. И наоборот: наш экипаж может действовать более удачно и расстрелять десяток БЭКов. В жизни может выйти по-разному, но для анализа нам нужна точка отсчёта. И печальный пример "Сергея Котова" для этого вполне подходит.
Также надо понимать, что не все выделенные британцами деньги пойдут на закупку дронов: часть суммы уйдёт на оплату логистики и прочие накладные расходы. Мы не знаем, как будут распределяться выделенные британцами средства; может быть, из этой же суммы оплачиваются полёты натовской авиации, координирующей атаки, а может, и нет. В любом случае срезать 30% субсидии на вспомогательные расходы выглядит разумным допущением. Следовательно, остаётся сотня оплаченных британцами атак.
Побитый, но живой
Как можно судить по данным открытых источников, в составе Черноморского флота остаётся ещё довольно много кораблей. Говоря о крупных боевых кораблях, расклад следующий: в составе 11-й бригады противолодочных кораблей остаются сторожевые корабли "Ладный" и "Пытливый", а также фрегат "Адмирал Макаров". Его одноклассники "Адмирал Эссен" и "Адмирал Григорович" перед началом спецоперации ушли в Средиземное море, и в борьбе за Чёрное море участия не принимают.
Компанию им составляет корвет "Меркурий". Он был построен "Северной верфью" и передан флоту в июле 2023-го, из-за чего не смог пройти к месту службы (после начала спецоперации Турция в соответствии с конвенцией Монтрё закрыла проход военным судам через проливы Босфор и Дарданеллы).
КОРВЕТ "МЕРКУРИЙ" НЕ УСПЕЛ К НАЧАЛУ СВО ПЕРЕЙТИ В ЧЁРНОЕ МОРЕ. ФОТО МИНОБОРОНЫ РФВ составе 197-й бригады десантных кораблей остаются четыре из четырёх больших десантных кораблей: "Орск", "Ямал", "Азов" и "Николай Фильченков".
Также перед началом СВО на Чёрное море были переведены большие десантные корабли Северного и Балтийского флотов:
"Оленегорский Горняк";
"Минск";
"Калининград";
"Георгий Победоносец";
"Королёв";
"Пётр Моргунов".В ходе боевых действий "Оленегорский Горняк" и "Минск" получили повреждения и находятся на ремонте.
Из кораблей меньшего тоннажа большая часть продолжают нести службу. Чтобы не перегружать статью подробностями, отметим, что сейчас в строю находятся 36 малых противолодочных кораблей, ракетных катеров и вспомогательных судов различного назначения.
За два года войны украинцам удалось уничтожить:
ракетный крейсер "Москва"; [ ПКР + БПЛА ]
десантные корабли "Саратов" [Точка-У] , "Новочеркасск" [ПКР Storm Shadow] , "Цезарь Куников" [БЭКи];
ракетный катер "Ивановец" [БЭКи] ;
два десантных катера проектов Д-144 и Д-310; (Д-144 поднят, целесообразность восстановления оценивается , про второму информации не нашел, полагаю потоплен )
спасательное судно "Василий Бех"; [ПКР Harpoon + БПЛА]
два патрульных катера проекта "Раптор". [БПЛА -?] (оба подняты, скорее всего будут восстановлены)
Компетентный источник Царьграда сообщил, что, по его оценке, даже с учётом последних потерь Черноморский флот сохранил не менее 75% своего боевого потенциала.
ОБЛОМКИ БДК "НОВОЧЕРКАССК", ПОГИБШЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ УДАРА КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА "ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ"Однако тут мы должны вернуться к тому, с чего начинали, — к британскому гранту на уничтожение русского флота в Чёрном море.
Рамочные прикидки показывают, что в составе флота находятся 49 надводных кораблей. При этом если брать только крупные корабли, мы насчитаем всего 13 вымпелов, из которых два предположительно находятся в ремонте. Лондон же оплатил до 100 групповых атак морскими дронами, каждая из которых имеет высокие шансы на потопление нашего корабля. По две атаки на корабль, если атаковать всё, что есть в составе флота. Или почти восемь атак на корабль, если охотиться за большими кораблями.
Как с этим жить?
Есть мнение, что все ценные корабли необходимо отвести за радиус эффективного действия БЭКов. Места стоянок — закрыть инженерными средствами, исключающими проникновение морских дронов на базы. После чего серьёзно заняться перевооружением кораблей.
Опыт показал, что наиболее простым и эффективным является оснащение их большим количеством турельных установок с крупнокалиберными пулемётами или малокалиберными пушками. Для обнаружения БЭКов лучше всего использовать тепловизоры.
[Это - вполне очевидные решения, которые можно только приветствовать. Но это все можно и нужно было сделать еще полгода назад !!! Экстренно !!! Снимая турельные установки с другой боевой техники и переустанавливая их на корабли ЧФ !!! Экстренно закупая ЛЮБУЮ тепловизионную аппаратуру и ночные бинокли и прицелы военного и гражданского назначения в больших количествах по десять-двадцать комплектов для экипажа каждого корабля . Спешно оборудуя порты и стоянки противолодочными сетями и боновыми заграждениями с закрывающимися проходами - Прим. Stepnyak ]
Качественное тепловизионное оборудование способно обнаружить БЭК на дистанции свыше 3000 метров и дать возможность привести оружие в боевую готовность. В идеальном мире вахтенная группа обнаруживает приближение вражеского объекта при помощи тепловизионного бинокля, а уже зная азимут, стрелок поражает цель через тепловизионный прицел. Но проблема в том, что одного бинокля и одного прицела на корабль будет недостаточно, — сообщает Telegram-канал "Лаборатория ППШ".
РАБОТАЮЩИЙ ДВИГАТЕЛЬ БЭКА ТЕПЛОВИЗОР ВИДИТ ЗА КИЛОМЕТРЫ. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА " ЛАБОРАТОРИЯ ППШ"Иранцы при организации противодроновой обороны ставят наблюдателей с тепловизорами через каждые 15 метров, выделяя каждому свой сектор наблюдения. Формально на закупку дорогой оптики уходят немалые средства, но в сравнении со стоимостью корабля и издержками от срыва операции в случае его гибели — это сущие копейки.
Аналогичным образом персы подходят и довооружению своих кораблей, буквально обсаживая их дистанционно управляемыми турелями.
ИРАНСКАЯ ПЛАВБАЗА, ЗАЩИЩЁННАЯ МНОЖЕСТВОМ СКОРОСТРЕЛЬНЫХ ТУРЕЛЕЙ. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА ЮРИЯ ЛЯМИНАОднако наше флотское руководство уже продемонстрировало неспособность к такой гибкости при решении нестандартных проблем.
Необходимо своевременное реагирование на угрозы: нарастить количество пулемётов на борту для борьбы с МБЭК, поставить на борт необходимое количество тепловизоров (не охотничьих), операторов БПЛА и даже FPV-дронов, к ужасу доблестного морского командования. Не сертифицировано же всё и не принято на вооружение, а нештатный пулемёт на саморезах/болтах может вообще уважаемых людей в шок повергнуть, — отмечает Telegram-канал "Два майора".
[И тут я полностью согласен. Надо сначала оперативно установить абы как "на болтах" , а уж потом заниматься перфекционизмом и сертифицировать новый штатные установки хоть годами. Обратили внимание, каким образом и чем отстреливались от БЭКов моряки БДК "Цезарь Кунников" ? Фактически с РУК , упирая ствол пулемета (по виду - РПК 7,62 мм) на поручни корабля ! Да еще не с тепловизионными прицелами, а "на глазок" в свете бортовых прожекторов! Много ли так настреляешь по большому количеству быстро маневрирующих целей ? А на эффект отражения пуль от поверхности воды внимание обратили ? Присмотритесь еще раз : стрельба ведется практически наугад в сторону БЭКов , а не прицельно по ним, хотя они находятся уже на небольшом расстоянии , но пулеметчики их толком не видят или не могут с рук стабильно попадать в цели - Прим Stepnyak ]
"Присягу нужно вспомнить и что такое воинский долг"
Военный эксперт, капитан 3-го ранга в запасе Максим Климов считает, что решить проблему морских беспилотников можно за счёт правильной организации воздушного патрулирования акватории Чёрного моря. И при выполнении этого условия флоту нет нужды никуда отходить и прятаться на своих базах.
Корабли не надо никуда оттягивать. Воевать надо! Именно воевать, а не изображать это. Нормальное патрулирование над Чёрным морем полностью снимает угрозу безэкипажных катеров. При современных средствах обнаружения и поражения, при нормально организованном воздушном патрулировании безэкипажные катера вообще не имеют никаких шансов на успех, — заявил Климов в разговоре с обозревателем Царьграда.
По его словам, продолжающиеся случаи уничтожения наших кораблей порождают уже вопросы не к командованию Черноморского флота (15 февраля сообщалось об отставке комфлота, адмирал Виктор Соколов), а к командованию Военно-Морского флота как такового.
Вопрос уже о компетентности господина Евменова (адмирала Николая Евменова, главкома ВМФ с 2019 года — прим. Царьграда) и начальника морской авиации. Почему они не в состоянии организовать нормальное патрулирование над Чёрным морем? - задаётся вопросом наш собеседник.
Климов призвал руководство страны обратить внимание, что наш Северный флот не проводит торпедных стрельб подо льдом. По его словам, у нас катастрофическое состояние со средствами противоторпедной и противоминной защиты. Иными словами, плачевное состояние, в котором сейчас находится Черноморский флот, может внезапно обнаружиться и на других флотах.
Противоторпедной защиты у наших подводных лодок фактически нет. Это танки без брони. Страна вбухивает в строительство подводных лодок колоссальные средства, но может оказаться, что у них будет около нулевая боевая ценность, — предупреждает эксперт.
Командование флота должно вспомнить, что такое воинский долг и присяга, уверен эксперт.
В сухом остатке
На фоне целой серии неудач широко оживилась дискуссия по поводу судьбы больших кораблей. Не отжили ли они своё и не пора ли им всем на свалку истории?
Реакция вполне понятная, но она является скорее эмоциональной, чем рациональной. Большие корабли "хоронят" уже не в первый и даже не во второй раз: в конце XIX века — в связи с развитием торпедного вооружения, в 50-е годы XX века — в связи с появлением противокорабельных ракет. Преодолевая каждый из этих вызовов, надводные корабли становились только больше и злее.
Кроме того, есть ряд задач, которые просто невозможно выполнить малоразмерными морскими беспилотниками. Чем, например, можно заменить большой десантный корабль? А авианосец? Если в составе флота имеются корабли данных классов, неизбежно придётся создавать и фрегаты, и эсминцы, и множество других кораблей.
Безэкипажные катера — весьма примитивное и уязвимое для поражения огнём изделие. Смертоносным вундерваффе его делают исключительно запущенное состояние нашего флота и косность больших начальников, столкнувшихся с угрозами, противодействие которым они не изучали в академии пятьдесят лет назад.
А это значит, что русскому флоту пришло время меняться. [И не просто меняться , а меняться очень быстро , как и в тактике и обеспечении действий сухопутных частей в СВО - Прим. Stepnyak] В противном случае — восемь оплаченных британцами групповых атак на каждый корабль не оставляют нам шансов сохранить серьёзные боевые корабли в Чёрном море.
======================================
Теперь как мне вчерне видятся меры по быстрому развертыванию противодроновой (противоБЭКовой) защиты.
1. Незамедлительно вывести все вымпела, недостаточно оборудованные для борьбы с БЭКами, за пределы их радиуса действия , а то и за пределы их максимальной дальности - НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ и дооснащение , например на Каспии, на Балтике, на специально развернутых стоянках/причалах/портах Черного моря (со срочным дооборудованием всех мест стоянок кораблей противолодочными сетями и боновыми заграждениями - говорят, что это добро уже находится в негодном состоянии - значит срочно наладить производство новых сетей и боновых заграждений , пусть даже плохого качества или дозакупить в КНР и КНДР )
2. Перегнать для временной замены на патрулировании выведенных кораблей аналогичные, более боеспособные легкие суда из Балтийского и Каспийского морей : малые ракетные корабли , противодиверсионные катера, артиллерийские катера, патрульные катера
3. Форсировать производство легких (двух - шестиместных) экранопланов (типа "Орион", "Валькирия" , и т.п.) и маломерных судов/катеров на подводных крыльях ("Стрела", "Волга", "Дельфин") , обладающих высокой скоростью (от 85 до 140 км/ч) и снабженных тепловизионным оборудованием/прицелами, одним крупнокалиберным пулеметом и/или одним легким автоматическим гранатометом (типа АГС-17) на турелях для их использования экипажами или роботами.
4. Обеспечить форсированное производство подводных и надводных буев с гидроакустическим оборудованием с их установкой на расстоянии 2-5 километров мористее охраняемых стоянок для своевременного обнаружения приближающихся БЭКов (они отнюдь не бесшумны во время движения) со сведением сигналов (по проводам или радио) в единый центр управления противодроновой обороны на берегу или на головном патрульном корабле-корвете
5. Обеспечить срочное дооснащение всех кораблей и судов в Азовском и Черном морях минимум шестью турельными установками крупнокалиберных пулеметов с тепловизионными прицелами (с дистанцией до 1,5 км, на худой конец - с ночными охотничьими прицелами , обеспечивающими приемлемую дальность прицеливания : https://www.ferra.ru/news/techlife/12-l … 0-2021.htm ) и тепловизионными сканирующими установками, способными увидеть БЭКи с 3-4 км (в определенной степени их могут заменить
несколько камер ИК-видеонаблюдения , обеспечивающие круговой обзор , совмещенные с автоматическим дальномером)6. По ходу дела пересмотреть "уставы караульной службы" , имея в виду первоочередность угроз нападения БЭКов и БПЛА. Судя по известным кадрам видеосъемок там еще все далеко до идеала : БЭКи были обнаружены в последний момент , при том- что флотские системы оптического обнаружения (например "Филин" - см. https://www.spec-naz.org/index.php?/topic/1941/ ) обеспечивает обнаружение надводных целей на расстояниях до 20 километров. Для гидроакустических систем обнаружение легких моторных целей возможно на расстояниях в 500-1500 метров.
Ладно, оптической системы типа "Филина" на патрульных кораблях проекта 22160 ( "Василий Быков" , "Сергей Котов" ) и на БДК нет , но ГАС "Ариадна" на 22160 есть (на БДК и этого нет) , и задействована в полной мере она явно не была , а БЭКи были обнаружены скорее всего вахтенным матросом путем визуального наблюдения при свете бортового прожектора и на слух , и нападение стаи БЭКов случилось "неожиданно".
7. Воздушное патрулирование - обязательно : днем - вертолетами, ночью - аэростатами и БПЛА с тепловизионными камерами. Благо, что хохляцкие надводные БЭКи в штормовую погоду применяться не могут, стало быть и БПЛА как вертолетного , так и самолетного типа могут спокойно барражировать на 4-5 км удалении от берега , да и аэростатам больших угроз не будет.
8. Пересмотреть порядок пребывания кораблей , недостаточно вооруженных пулеметно -артиллерийскими средствами , в походе и на стоянках : к кораблям побольше (от 800-1000 тонн) придавать в сопровождение катера поменьше.
Например, типа патрульного 23-тонного катера проекта 03160 "Раптор" ( КПВТ 14,5 мм + 2 пулемета "Печенег" 7,62 мм на вертлюгах , вместо 20 человек десанта вполне можно установить дополнительно съемный, на турели автоматический гранатомет 17 мм или 30 мм) , обладающего большей скоростью, чем БЭКи, то есть может их перехватывать и расстреливать на ходу ) . Возможно имеет смысл также довооружить катер парочкой обычных РПГ-7 с несколькими десятками выстрелов для "ближнего боя" с БЭКами.
Например, типа 77-тонного артиллерийского катера проекта 1204 "Шмель" (танковая пушка 76 или 90 мм + спаренный автомат 25 мм 2М-3М + электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 «Тромбон»)
Например, типа противодиверсионного "Грачонка" (150 -тонник проекта 21980), у которого есть и гидроакустическая станция ("Анапа") и оптическая станция МТК-201 с тепловизионным обнаружением малоразмерных целей на расстоянии до 16 км (см. http://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-fl … mtk-201me/) , и КПВТ 14,5 мм , и автоматический гранатомет ДП-65 , и ручные ДП-64, и ПЗРК. Очень неплохая поддержка для обнаружения и уничтожения БЭКов.
Возможно, имеет смысл рассмотреть вопрос об оснащении кораблей и катеров для противодроновой борьбы какими-то аналогами современных ПТРК. В давние советские времена эта тема не пошла, так как использовали системы с управлением ракетой по проводам, а в морских условиях это оказалось неудобным . Однако нынешние ПТРК имеют более продвинутые системы управления и целеуказания, например, лазерного , и эта затея может быть вполне доведена до ума. Корабельные лазерные установки (хоть для наведения, хоть для боевого применения) для борьбы с морскими дронами - вполне перспективны. Корабельные импульсные лазеры большой мощности могут быть также использованы для ослепления дронов с их тепловизионными телевизионными системами наведения . За прошедший год уже это все можно было бы и спроектировать,и в металле сделать, и испытать, тем паче, что в основных узлах уже все имеется для вооружения СВ и ВКС.
8. Перспективным выглядит и применение расчетов БПЛА на кораблях не только для разведки , но и варианте использования дешевых FPV-дронов-камикадзе .
И т.д.
В общем, это я к тому, что флотским нужно быстрее шевелиться , не дожидаясь специализированных решений, сертификаций и т.п. , а используя те возможности , которые уже есть под рукой ... И форсируя применение разработок, которые есть, но до которых в условиях мирного времени руки не дошли.
ВОт , к примеру, еще в ковидные времена , а особенно после попыток атак на российские разведывательные корабли в Чёрном море, военные эксперты говорили о необходимости размещения на кораблях дополнительных дистанционно управляемых боевых модулей, а также РЛС с тепловизионным каналом наблюдения. Модули позволят эффективнее поражать надводные цели, а тепловизионный канал наблюдения работать в тёмное время суток.
РЛС обнаружения морских дронов (с) фото пресс-службы корпорации «Ростех».Ростех такую специализированную РЛС (на АФАР) разработал... В начале прошлого года поступило сообщение о разработке и применении
радиолокационной станции с дополнительным оптическим каналом для обнаружения надводных безэкипажных катеров на дальности до 6 км.
Ну и дальше что ? Далее опытного образца дело не пошло , хотя по большому счету такая универсальная РЛС и не нужна. Достаточно оптической станции. Но массово !!! Несколько сотен штук - для оснащения всех кораблей ВМФ. И где это ?! И кто несет ответственность, что их до сих пор нет, а моряки выискивают трудные цели полупогружных катеров визуальным наблюдением в свете прожекторов ?Еще один момент. Роджерс в чем-то прав, когда говорит, что патрульный корабль "отвлек" дроны от Керченского моста, и в этом его предназначение. Таки ДА.
Однако если охота за этими патрульными кораблями стаями по 10-15 дронов без должного и быстро организованного противодействия будет продолжаться столь же успешно, то и этих патрульных кораблей вскорости не останется, и прикрывать мост подобными "отвлечениями" они не смогут.
Эти кораблики , пусть и не очень удачные для нынешнего военного конфликта (исходно предназначались они для наблюдения и борьбы с иным противником - контрабандистами, браконьерами и прочими слабо вооруженными нарушителями границ (а вовсе не для борьбы с БПЛА и морскими дронами, которых при проектировании катеров и малых кораблей 15-20-30 лет назад никто в голове не держал ) , все равно надо беречь и быстро модернизировать и дооснащать в соответствии с угрозами на конкретном ТВД.
На подходе - погружные БЭКи (только перископ/антенна из воды торчать будет, и с ними будет бороться еще тяжелее ).
Макет телеуправляемого подводного аппарата типа «Толока» с выдвинутой антенной.Шибчее надо поворачиваться , и прямо сегодня применять паллиативные решения, пока нет окончательных ...