Могилы славянской эпохи представляют собой группу, до сих пор во многих отношениях еще загадочную. Здесь встречаются тот и другой похоронныеобряды—и погребете и трупосожжение; но как они относятся друг к другу хронологически и географически, до сих пор еще с точностью не выяснено. Данные археологии и свидетельства истории противоречат здесь друг другу. Начальная летопись, например, рассказывает, что славянские племена кривичей, вятичей, радимичей и северян сжигали своих мертвых. А на территории, где жили эти племена, мы находим большое количество могил с костями и очень часто на- ходим оба обряда в могилах одной и той же группы. Одни ученые думают, что могилы с костяками принадлежать одному славянскому племени, а могилы с остатками трупосожжения— иному. Другие исследователи полагают, что могилы со следами трупосожжения следует относить к более древнему периоду,а могилы с костяками, судя по находимым в них византийским и арабским монетам, не древнее X века, стало быть, можно думать, что погребете сделалось всеобщим обычаем только под влиянием христианства. Состав деталей вещей, найденных в курганах, немногочисленен.
Русский историк В. Б. Антонович в свое время разделял древние славянские курганы на три группы:
1) курганы древлянские, где костяк находится почти на уровне почвы и по контуру окружен воткнутыми в землю гвоздями; оружие и целые сосуды редки, больше мелких бытовых предметов —железные ножики, оселки, украшения— бусы и кольца, клочки одежды и обуви;2) курганы полянские, где покойник погребен большею частью верхом на лошади,. в яме, при нем много оружия и украшении;3) курганы северянские, где встречаются почти исключительно только сожженные костяки и пострадавшее от огня вооружение и украшения.
Но это подразделение особой точностью не отличается, так как в стране полян, например, встречаются погребения, характерный и для северян и для древлян, а в северянской области встречаются и полянские и древлянские.
Насыпи ильменского или новгородского края достигают иногда до 15 и более метров высоты; обыкновенно это крепкие и крутобокие холмы, окруженные по подошве крупными валунами. Распространение христианства не нарушило обычая насыпать курганы над могилами покойников, но несомненно прекратило обычай сжигания трупов. Тогда в силу старого обычая, от которого трудно было отстать, стали жечь только костры на могилах, сжигая при этом иногда остатки „тризны", т.-е. поминального пира. Понемногу вывелось и это, но до сих пор во многих местах России, как бы в воспоминание старого обычая, посыпают вырытую могилу золой; существует также обычай посыпать пеплом тело почившего после и даже во время церковного обряда погребения.
Гробницы с остатками трупосожжения считаются более древними. Но и они бывают двоякого рода. В одних, по размерам всегда больших, труп умершего, как видно по обстановке, был сожжен тут же, на месте, и над его прахом и пеплом и был насыпан курган. По устройству других, всегда меньших по размеру, можно думать, что труп был сожжен где-нибудь в другом месте, может -быть, особо для
того предназначенном, а затем пепел был собран в небольшую урну, глиняный сосуд, и перенесен на место погребения. Обряд похорон в курганах тогои другого вида может быть восстановлен на основании сделанных раскопок довольно отчетливо.
При похоронах, когда курган насыпался на том самом месте, где предавали огню труп умершего, приготовляли сначала насыпь от одного до шести аршин отвесной высоты и от 50 до 200 аршин в окружности. На этой насыпи устраивали кострище из различного дерева — дуба, березы, ольхи, сосны, как можно судить по угольям. Кострище сколачивали железными гвоздями. Что костер складывался очень большой, видно по множеству остатков различных предметов, которые находят в золе и пепле, и по толщине слоя этого пепла, который достигает в некоторых курганах до метра и более. Положив труп в сани или в ладью,о чем свидетельствуют записи очень древнего происхождения, ставили все это на костер.
Труп одевали возможно пышнее. На костер складывали вооружение покойного, сбрую, разные домашние орудия, игральные кости, монеты, хлеб в зерне, домашних животных —особенно лошадей, собак. По некоторым раскопанным курганам можно заключить, что жену умершего постигала горькая участь быть сожженной с мужем.
„В Черной могиле (в Черниговской области) —писал русский историк, профессор Д. Я. Самоквасов,—явственно можно различить два сожженных трупа; характерный человеческие кости: зубы, кости пальцев, позвонки, попадались в . двух частях кострища, отстоящих на расстоянии около трех аршин одна от другой, причем при одном костяке были найдены преимущественно вещи, свойственные мужчине: пряжки и бляхи пояса, грудные застежки, массивные пуговицы, стрелы, копья, мечи, щиты, тогда как при другом костяке изобиловали предметы, более свойственные женщине: серьги, бусы, кольца, дутые серебряные пуговицы, ножницы, гребенки. Судя по расстоянии, отделяющему кости, при которых были найдены вещи более свойственные мужчине, от костяка с предметами женского обихода, надо думать, что трупы возлагались на костер не рядом, а на расстоянии около двух аршин один от другого.
После сожжения пепелище засыпали слоем земли, от полуметра до пяти и более метров, смотря по предположенной величине кургана. На этом слое в центре его ставили глиняный сосуд с костями животных, быть может, принесенных в жертву при погребении или просто сожженных в честь умершего, с глубокой верой, что эти животные понадобятся в его новой жизни. Тут же клали иногда оружие и кое-что из домашней утвари. Жертву сжигали не возле трупа умершего,а где-то в другом месте и в курган ставили только перегоревшие кости и пепел “. Ни в одном кургане не было замечено следов сожжения жертвенных вещейи животных на том месте, где их находили. В Черной могиле, в жертвенной части, между вещами, несомненно сожженными (обугленные кости и шерсть барана, две кольчуги, два длинных ножа), найдены два окованных серебром рога и две золотых монеты, на которых не видно следов огня—значит, эти вещи были положены после того, как жертвенные дары сгорали. Поверх жертвы насыпали землю, иногда перемешанную с камнем и щебнем, слоем от двух до шестии более аршин, смотря по тому, какой величины курган предполагался.
Княжеская тризна на кургане
Вершину кургана тщательно обделывали, придавая ей сферическую форму". На вершине Черной могилы профессор Д. Я. Самоквасов обнаружил „явные следы памятника, разрушенного временем «. По мнении этого ученого исследователя, „может быть, и на других курганах этой формы ставились какие-либо знаки или памятники», потом исчезнувшие. Но вообще на вершинах курганов каких -либо сооружены, знаков и памятников не находят.
Только на курганах дальнего юга южно-русской степи до сих пор еще красуются грубо сделанный из песчаника или гранита изваяния, изображающая сидячую или стоячую человеческую фигуру с руками, прижатыми к передней части тела и держащими чашу или рог. Одни такие изваяния изображают людей в одежде, другие— обнаженных. На лицах фигур, изображающих мужчин, можно различить усы, на голове шапку, за поясом нож или меч — с одной стороны и кол- чан —с другой, на ногах сапоги. Женские фигуры изображены в высоких головных уборах. Географическое распространение этих памятников достаточно говорит за то, что они не могут принадлежать славянам: такие же изображения находят в Монголии, на Алтае, в Кульдже, в Киргизской степи, на Иссык -Куле, что и дает возможность считать курганы, украшенные этими изваяниями, прозванными в народе „каменными бабами",—принадлежащими какому-нибудь из монголо-тюркских племен, которых так много и такой непрерывной волной выбрасывала на простор южно-русских степей монгольская Азия.
На вершинах несомненно славянских курганов никаких памятников или остатков их не находится. Зато подошва курганов, особенно на севере, почти всегда бывает обложена большими и малыми валунами, что делалось в целях воспрепятствовать кургану осыпаться. Возле многих курганов сохранились или легко чувствуются при исследовании местности так называемые охранные рвы—шириной от двух до десяти аршин, а глубиной до пяти. Эти рвы должны были охранять вершину могильного холма от всякой дерзновенной попытки ступить на нее ногой
Обряд погребения в тех курганах, где находясь со- жженные кости умершего в особых урнах, несколько разнился от того, когда покойника сжигали на местекургана. В таких курганах, всегда сравнительно небольших, нет следов самого кострища: покойника сжигали где-нибудь поодаль вместе с жертвами, потому что в урнах среди обугленных останков можно различить кости человека и животных. Так как среди костей находясь сплавившиеся и сильно пострадавшая от огня металлические украшения—пряжки, кольца, гривны-ожерелья, то можно заключить, что покойника сжигали в полном наряде.
Рассеянные около городищ курганы, в недрах которых покоились отцы и деды обитателей городищ, представляли собою видимую памятку об умерших. А длянас эти городища и курганы, памятники далекого прошлого, живые свидетели жизни, быта и нравов наших далеких предков.