механик написал(а):PadRe написал(а):механик написал(а):Давайте сперва по выделенному. Я на расстоянии 100 000 км от Земли. И я вижу, что приземлюсь в Африке, в ЮАР, мне нужно срочно корректировать курс. Я меняю вектор скорости на 1 градус
А что вам даст 1 градус? Наклона орбиты?
Ну технически - что он даст?
Нет, я конечно немного лукавлю. Если у вас есть круговая, или не сильно вытянутая орбита менять угол ее наклона - полное безумие.
Но если у вас сильно вытянутая эллиптическая орбита, то изменение угла ее наклона в небольших пределах (5-7 градусов) возможно.
В точке апогея. Правда при этом вы сильно потеряете в линейной скорости, и "сильно вытянуй" эллипс превратится в "слабо вытянутый", но вдруг так надо...
А вообще-то я уже писал - почти все корректировки плоскости движения КА производятся за счет гравитационного взаимодействия.
С Луной, Марсом, Венерой... и т.д. Нет никакого смысла тратить драгоценное топливо на то, что можно сделать за счет навигации.
Конечно, могут возникнуть критические ситуации, но это уже ЧП.
Падре, я вполне допускаю, что чего то не понимаю и не вижу. Но с позиции СВОЕГО понимания и видения рассуждаю так.
Корабль возвращается к Земле, я ему даю импульс, перпендикулярно той плоскости в которой он двигается. Этот импульс разворачивает мой корабль по горизонтальной оси на 1 градус. Это значит, что я уже в этой, новой плоскости достигну Земли в точке (грубовато конечно), которая выше на величину катета, образованного этим одним градусом с плоскостью первоначального полета. На величине 100 000 км этот градус даст 1700 км, это как раз разница между Канавералл и Байконуром по меридиану.
Так я вижу.
Еще вариант, Уже у Луны мой корабль меняет угол плоскости полета, из чистого сравнения воздействия гравитации это менее затратно, чем у Земли, откорректировав курс у Луны, я возвращаюсь на Землю в более благоприятную для меня точку, но уже с меньшими затратами, чем если бы я корректировал курс у Земли.
Если я ошибаюсь и в космосе все по другому и так не работает, вы можете просто объяснить почему. Но пока мне мои рассуждения кажутся логичными.
И так , и не так. Все еще "печальнее" .
Возвращаемый (да еще на второй космической скорости) аппарат должен войти в атмосферу Земли по касательной , а не целясь в видимую точку приземления, как мишень.
При однонырковой схеме этот угол касательной к земному шару чрезвычайно жестко детерминирован : войдешь под бОльшим углом - разобьешься на фиг , так как корабль не успеет погасить скорость. Это-смерть.
А войдешь с меньшим углом - чиркнешь по атмосфере и вылетишь за ее пределы по эллиптической орбите с изрядным эксцентриситетом, а топлива и жизнеобеспечения на возвращение к Земле - нет. Двигатели маневрирования недостаточно мощны для того, чтобы вернуть корабль к Земле. Это - смерть
В этом и заключается смысл большей безопасности двухнырковой схемы : на первом нырке скорость гасится до первой космической и даже чуть ниже, после чего КК уже начинает так или иначе падать на Землю (имея остаточный ресурс двигателей маневрирования)
При этом требуемая точность попадания на заданный угол касательной к Земле при первом нырке в двухнырковой схеме - существенно ниже , чем в однонырковой схеме, и больше шансов выжить.
Есть еще одна закавыка : атмосфера Земли "дышит" , т.е. то толщина ее увеличивается , то уменьшается под воздействием солнечного и прочих космических излучений , магнитных бурь, и т.д. И эти колебания ее толщины и плотности не вполне предсказуемы. Понятно, что эти колебания должны обязательно влиять на траекторию приземления и ее точность... но не для "Аполлонов" . В кино, как в кино ...
Что же касается коррекций траектории обратного полета от Луны к Земле, то она "в теории" и соответственно в легендах проводится минимум дважды - и у Луны , и на подлете к Земле , и все они сопряжены со значительными трудностями навигации.
При этом история возвращения Аполлона-13 с последней коорекцией вручную (третьей на обратном пути, пятой всего ,и четвертой после аварии) с приводнением всего в 7,5 км от ожидающего десантного корабля выглядит чистой голливудской сказкой. - Перечитайте ее еще раз : https://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон-13
Особенно хронометраж и байку о заключительной коррекции перед приводнением.