https://aftershock.news/?q=node/1520524
Уроки, которые не были извлечены из израильской бомбардировки иракского реактора Осирак
29 июня 2025
В статье New York Times от 21 июня Амос Ядлин, бывший начальник военной разведки Израиля, попытался защитить недавнее решение Израиля начать войну с Ираном, к которому на короткое время присоединилось правительство США при администрации президента Дональда Трампа.
В статье, озаглавленнной «Почему Израиль был вынужден действовать» Ядлин пишет: «Сорок четыре года назад, в июне, я сидел в кабине пилота во время миссии израильских ВВС, которая уничтожила ядерный реактор Осирак в Ираке. Одной дерзкой операцией мы устранили ядерные амбиции Саддама Хусейна».
Параллели между этим событием и нынешней войной с Ираном действительно поразительны, но настоящий урок, который можно извлечь из этого, прямо противоположен тому, который извлекает Ядлин.
Помимо того, что это является агрессией с точки зрения международного права, «высшим международным преступлением», как его определили в Нюрнберге, американские и израильские бомбардировки ядерных объектов Ирана доказывают, что политики в обеих странах отказываются извлекать уроки из истории.
Утверждение о том, что бомбардировка Израилем иракского реактора Осирак в 1981 году остановила или замедлила усилия Саддама Хусейна по созданию ядерного оружия, является популярным мифом.
На самом деле Ирак был участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) с момента его вступления в силу в 1970 году, и его ядерная программа находилась под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которое сообщало, что программа соответствует правовым обязательствам Ирака по договору.
Израиль, напротив, как известно, обладает ядерным оружием и «не придерживается» Договора о нераспространении ядерного оружия, как отметил Совет Безопасности ООН в Резолюции 487. Эта резолюция, единогласно принятая 19 июня 1981 года, решительно осудила акт агрессии со стороны Израиля.
Совет Безопасности признал:
«…неотъемлемое суверенное право Ирака и всех других государств, особенно развивающихся стран, на разработку программ технологического и ядерного развития для развития их экономики и промышленности в мирных целях в соответствии с их нынешними и будущими потребностями и в соответствии с международно признанными целями предотвращения распространения ядерного оружия…»
Совет охарактеризовал нападение Израиля как «серьёзную угрозу всему режиму гарантий Международного агентства по атомной энергии» и призвал Израиль «незамедлительно поставить свои ядерные объекты под гарантии» МАГАТЭ.
Следует подчеркнуть, что правительство США не воздержалось при голосовании и не воспользовалось правом вето, чтобы заблокировать эту резолюцию. Наиболее простое объяснение этому состоит в том, что никаких доказательств того, что у Ирака была программа создания ядерного оружия, не существовало. А бомбардировки Израиля, скорее всего, подтолкнули президента Ирака Саддама Хусейна в этом направлении и иным образом подорвали цель ядерного нераспространения.
В межведомственной разведывательной оценке под названием «Последствия нападения Израиля на Ирак», датированной 1 июля 1981 года, разведывательное сообщество США представило свою оценку, в которой говорилось, что:
«Американо-израильские отношения снова стали центральным вопросом региональной политики, и в американо-арабских отношениях появились новые напряжённые моменты. Способность Вашингтона продвигать арабское сотрудничество в борьбе с советской угрозой или усаживать арабов и израильтян за стол переговоров была сильно подорвана. Арабским лидерам, находящимся далеко от линии фронта в Леванте, показали, что их военные и экономические объекты находятся в пределах досягаемости ударной мощи Израиля. Продемонстрированная Израилем доблесть вместо того, чтобы вовлечь их в переговорный процесс, только ускорит гонку вооружений».
Кроме того, Саддам Хусейн отреагировал на атаку, предложив мировым правительствам предоставить арабам ядерное средство сдерживания против внушительного ядерного потенциала Израиля. Его послание другим арабам заключалось в том, что они не могут чувствовать себя в безопасности, пока только Израиль обладает ядерной угрозой.
Атака также нанесла “ущерб Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и системе гарантий МАГАТЭ”, при этом Израиль оправдал свое нападение “тем, что система гарантий МАГАТЭ является фиктивной”. По оценкам экспертов, это “вероятно, окажет пагубное воздействие”.
Ирак получил «поддержку большинства членов МАГАТЭ из-за общего признания того, что международные и двусторонние гарантии в отношении иракской программы достаточны для предотвращения утечки расщепляющегося материала для создания ядерного устройства».
Подводя итог, можно сказать, что эта атака не остановила иракскую программу создания ядерного оружия, но послужила толчком, побудившим Саддама Хусейна впоследствии попытаться создать ядерное сдерживающее средство для противостояния израильской агрессии. Кроме того, уничтожение реактора в Осираке угрожало подорвать систему гарантий МАГАТЭ, тем самым усиливая, а не ослабляя угрозу распространения ядерного оружия.
В 2003 году Соединённые Штаты развязали незаконную агрессивную войну против Ирака под ложным предлогом, чтобы свергнуть режим Саддама Хусейна, который на протяжении большей части 1980-х годов при поддержке США вёл войну против Ирана.
В 2007 году разведывательное сообщество США опубликовало оценку национальной разведки (NIE) о ядерной программе Ирана, которая также осуществлялась в соответствии с режимом гарантий МАГАТЭ. Согласно оценке, Иран работал над созданием ядерного оружия до тех пор, пока в 2003 году США не свергли его врага Саддама Хусейна. После этого программа была приостановлена и так и не возобновилась.
Такова была оценка разведывательного сообщества США, сделанная в другом отчёте NIE, опубликованном в 2011 году.
В том же году бывший глава Моссада Меир Даган сказал: «Воздушная атака на ядерные реакторы Ирана была бы глупой». Он предупредил, что это может привести к региональной войне с непредсказуемыми последствиями.
Несмотря на нагнетание страха со стороны премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, утверждавшего, что Иран работает над созданием ядерного оружия, документы, попавшие в руки «Аль-Джазиры» в 2015 году, показали, что, по оценке печально известной израильской разведывательной организации «Моссад», Иран не стремился к созданию ядерного оружия.
В январе этого года уходящий в отставку директор Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) Уильям Бернс в интервью NPR подтвердил давнюю оценку разведывательного сообщества США, заявив, что никаких признаков того, что Иран решил приступить к разработке ядерного оружия, нет.
25 марта директор Национальной разведки США (DNI) при Трампе Тулси Габбард заявила Специальному комитету Сената по разведке, что разведывательное сообщество «продолжает считать, что Иран не создаёт ядерное оружие, а верховный лидер Али Хаменеи не санкционировал программу создания ядерного оружия, которую он приостановил в 2003 году».
Решение правительств США и Израиля нанести удар по ядерным объектам Ирана показывает, что уроки прошлого так и не были усвоены. Вместо того, чтобы помешать Ирану разрабатывать ядерное оружие, эти действия лишь заставят Иран пересмотреть необходимость ядерного сдерживания против американской и израильской агрессии и в целом подорвут международную систему гарантий нераспространения ядерного оружия.
Как заметил Билл Бапперт из Либертарианского института, ведущий подкаста «В погоне за призраками: нерегулярная война», одним из вариантов для Ирана является выход из ДНЯО — их парламент только что проголосовал за приостановление сотрудничества с МАГАТЭ — и заявить, что он присоединится к договору и примет систему гарантий МАГАТЭ, как только Израиль сделает то же самое.
Иран также поступил бы разумно, если бы настоял на том, чтобы Соединённые Штаты официально признали его право на обогащение урана для получения ядерной энергии в качестве условия для возвращения в Договор о нераспространении ядерного оружия, особенно с учётом того, что нынешняя катастрофа стала следствием постоянного отказа правительства США признавать права Ирана в рамках ДНЯО.
Если Вашингтон хочет предотвратить угрозы миру, заставив другие страны соблюдать международное право, ему следует начать с прекращения собственного преступного насилия, в том числе продолжающейся поддержки администрацией Трампа геноцида Израиля в Газе.
Автор: Джереми Р. Хэммонд