Дзен-канал "Исторические напёрстки"
А напоследок я создам ...
06 июля 2025 года

Бедный Илья Масков. Терпел целую неделю, но после принятия Конгрессом трамповского «Би-Би-Би» (это не дразнилка упыря Нетаньяху, а законопроект One Big Beautiful Bill, «Одна большая красивая поправка) решил исполнить свою угрозу из запретного Твиттера. Создать новую политическую партию. С незатейливым названием Американская Партия. Либо Партия Америка, тут пока ясности нет, инопланетный смельчак путается в показаниях, потому дождёмся регистрации в тамошнем Минюсте и официального логотипа.
Итак, 1-го июля самый богатый человек планеты вышел на второй раунд борьбы с обманщиком Дональдом, обещавшим уменьшение расходов:
«Учитывая безумные расходы по этому законопроекту, который увеличивает потолок долга на рекордные 5 трлн. долларов, очевидно, что мы живем в однопартийной стране. С Партией Жирных Свиней* (Porky Рig Рarty). Настало время для новой политической партии. Если безумный законопроект о расходах будет принят, на следующий день будет создана Партия Америка ... Республиканцы-демократы проиграют праймериз в следующем году, даже если это будет последнее, что я сделаю на Земле»
* справка: с начала XIX в. жирными свиньями/свининой» на политическом сленге янки именуются вездесущие лоббисты Капитолийского Холма, сенаторы и конгрессмены. Представляющие интересы крупного бизнеса за долю малую и финансирование собственных избирательных кампаний.

Дальше. После этого сообщения миллиардер попросил своих подписчиков в социальных сетях проголосовать за идею создания независимой от бремени прошлого Американской Партии, получив около 80% поддержки.
«В соотношении 2 к 1 вы хотите новую политическую партию, и она у вас будет! Когда речь заходит о банкротстве нашей страны с помощью расточительства и взяточничества, мы живем в однопартийной системе, а не в демократии. Сегодня создана Американская Партия, чтобы вернуть вам вашу свободу!»
Победитель получает всё
Этой нехитрой политической формуле существования США двести лет с хвостиком, но есть один «нюанс». Отцы-Основатели в 1789-ом году, когда закладывался фундамент государственности ... в Конституции вообще ни словечка о партиях не упомянули. Причина: сбежавшие из Старого Света религиозные фанатики-протестанты насмотрелись на прелести того же британского парламентаризма, насквозь коррумпированного и находящегося под контролем масонских лож, группировок аристократии.
Потому главный Папа народившихся США, банкир и политик Александр Гамильтон (1757 – 1804 гг.) беспощадно крушил любые попытки своих единомышленников создать партийные группировки, называя их «самой смертельной болезнью народных правительств». А его соратник и президент Джордж Вашингтон, покидая свой пост, оставил американскому народу напутствие в прощальной речи: «Люди, кто меня слышит, помните! Политические группировки приведут к ужасному деспотизму!»

При этом данные уважаемые господа в бессильной ярости наблюдали, как в молодой стране после принятия Конституции мгновенно образовались две элитарные фракции. «Федералисты» кучковались вокруг Гамильтона, «анти-федералисты» продвигали наверх яркого и харизматичного Томаса Джефферсона. Принципиальный спор состоял в том, какую модель управления выбрать, какими полномочиями должен обладать федеральный центр. Формальными (мнение отдельных Штатов выше) или регуляторными.

На выборах 1800-го года побеждает Джефферсон, опрокинув «тирана» Джона Адамса, сей момент и является ключевым в политической истории США. «Федералисты», мечтавшие строить жесточайшую вертикаль президентской власти, исчезли как вид буквально за дюжину лет, а после окончания войны 1812-го года отчетливо формируются две мощные силы с извечным спором о полномочиях и роли федерального правительства, его влияния на штаты.
Вторым «шоком» крепнущей системы стал 1824-й год, когда кандидат Джон Куинси Адамс занял пост президента, получив меньше голосов избирателей, но выиграв по институту выборщиков. Проигравший ему Эндрю Джексон вместе с ярким Мартином Ван Бюреном создали коалицию «Идей Джефферсона», это и есть нынешняя Демократическая Партия США. А противостоять им стала Партия Вигов, ставшая в 1850-х Республиканской Партией с программой отмены рабства. С той поры и стало общепринятой нормой, что только две политические силы реально управляют страной на ротационной основе.
Такова была сама Система выборного Представительства, когда побеждает не кандидат, набирающий арифметическое большинство голосов избирателей в «большом округе» (допустим, штате), а получивший наибольшее число «малых избирательных округов». Победитель получает всё. Концепция была подробно описана в ХХ веке французским политологом и правительственным консультантом Морисом Дюверже, называется она Законом Дюверже.
image share
Его Центр сравнительного анализа политических систем Сорбонны провёл титаническую работу по поиску причин возникновения «двухпартийных систем управления» на базе мажоритарных избирательных систем и неопровержимыми историческими фактами доказал: конструкция такова, что изначально отрицает появление «третьей политической силы», способной нарушить сложившийся статус-кво. А избиратель психологически охотно соглашается с подобными мошенническими схемами, поскольку выбор «из двух» куда предпочтительней, нежели из целого списка.
Профессор Дюверже выделил главный компонент того волшебного порошка, которым более двухсот лет потчуют добрых американских людей – манипулятивные технологии общественным сознанием, как следствие, контролем электорального поведения «стада» на любых выборах.
С балаганом двухпартийной непримиримой борьбы в публичном пространстве, что поддерживает святую веру в реальность настоящего народного волеизъявления. С пестрыми митингами кандидатов, разъездами по стране, вытиранием соплей каждому встречному бойскауту и переводу старушек через дорогу под телекамеры. При этом ... при смене на ключевых постах республиканцев и демократов – ничего не меняется.

Лишь перераспределяются финансовые потоки федерального субсидирования отдельных штатов и ряда соцпрограмм. За последние полвека даже такой видимый результат стал великой редкостью, США уверенно раскололись на два лагеря, «слоновьи и ослиные» штаты, а Партии больше сражаются за сохранение политической монополии в этих тщательно огороженных заповедниках влияния. Появление «третьих партий», коих в Америке под три сотни зарегистрировано на федеральном и местном уровне – исключено полностью. В теории профессора Девюрже, во всяком случае.
Первый барьер – небывалая дороговизна избирательных кампаний, когда ещё на подготовительном этапе необходимо открыть в каждом штате-государстве свой филиал и собрать по стране сотни тысяч подписей на выдвижение кандидатов. Это гигантские расходы на организацию, бесплатных активистов с горящими глазами в США найти можно разве в са-ма-шед-шем домике.
Второй барьер – охранители. Действующие и укоренившиеся за двести лет судейские элиты на каждом квадратном миллиметре американской делянки. Они лишь декларируют непредвзятость и независимость, на деле являясь демократами и республиканцами, на местном уровне избираются по «сеткам» господствующей в околотке Партии. А федеральные судьи, крайне могущественная закрытая каста, всячески препятствует юридическому закреплению любой мало-мальски популярной политической силы.

Третий фактор – устойчивый миф (точнее – чистая правда), знакомая ещё большим выдумщикам «демократии», античным грекам. Называется приём «голос на ветер», мол ... не будь проигравшим лохом, не голосуй за внесистемного кандидата, всё одно проиграет. Система не позволит. В это безоговорочно верят по опросам Института Гэллапа более 80% зарегистрированных избирателей. Крайне негативно относясь к «независимым кандидатам», считая их трибунами деклассированных маргиналов.
Четвёртое. Каждый штат корпорации США создал немыслимое число правовых предохранителей, своеобразную «защиту от дурака». Опираясь на богатейший опыт попыток прорваться наверх третьим политическим силам. Драконовскими законами регламентирован каждый шаг любой партии, не имеющей представительство в Конгрессе. Начиная от запредельных требований по числу подписей, заканчивая невозможностью их физически получить из-за узкого «временного окна» для подобной деятельности.
И вишенка на тортик: в большинстве штатов новую политическую партию с кандидатами зарегистрировать на текущие выборы можно. Но участвовать в них она права не имеет, должна «вылежаться» до нового электорального цикла. Вопрос на засыпку: кто в здравом уме станет четыре года содержать «котов в мешке» с неясным политическим будущим, когда результат влиятельным лоббистам (да хоть честным гражданам) нужен здесь и сейчас.
А поддерживать существование партий в Америке очень накладное дело, тут главенствует маркетинг и реклама, ибо политики – самый дорогостоящий товар. Их именно продают потребителю, давя на эмоциональную сущность покупателя, а не рассудительность или осмысленную деятельность. Потому нам безумно смешно наблюдать за потешными карнавалами тамошних президентских или губернаторских выборов. Словно бродячий цирк без коников прибыл в захолустье давать представление умственно отсталым и деградировавшим хуторянам. Но простым янки такое по вкусу.

И последнее. В большинстве штатов существует иезуитская правовая норма, запрещающая так или иначе декларировать идущим на выборы партиям «насильственное свержение существующего строя в США или его изменение» в течении пяти лет. На данном этапе засыпались практически все третьи силы, поскольку трактовать «изменение строя» Верховные Суды штатов научились безукоризненно. Ибо ничего другого новые кандидаты предложить не способны думающему избирателю, изрядно подуставшему от замшелого балагана с тряпичными одинаковыми Петрушками двух цветов.
Есть ещё десятки уловок, благодаря которым в двухпартийное болото корпорации США ни одно земноводное не проникнет, если не является доморощенным эндемиком. Тут и запутанные правила сбора подписей, нарушения «финансирования кампании/избирательного Фонда ответственными налогоплательщиками», субсидирование деятельности, единовременное участие в выборах на территории минимум десяти штатов и тд.
Сбой Системы. Да, он случался. В 1924-ом году небывало популярный в среде профсоюзов сенатор-социалист Лафоллет получил на президентских выборах 16% всех поданных голосов. А по всей Америке на местных кампаниях успешно ураганили до самого конца 1930-х его партийные соратники. В 1948-ом кандидат Прогрессивной Партии Америки мистер Уоллес собрал почти полтора миллиона голосов, но судьба подобных «исключений» была печальной. Без доступа к СМИ и финансовым потокам крупного капитала, только на средства простых трудящихся и мелких предпринимателей – проекты умирали.

Дж. Уоллес
Из последних попыток пробиться на вершину политического Олимпа можно разве что припомнить 1968-ой, когда откровенный фашист-губернатор Алабамы Дж. Уоллес от Американской независимой Партии собрал 13,5% на риторике сохранения расовой сегрегации. И на выборах 1980-го отщепенец-республиканец Андерсон в статусе независимого кандидата получил 6,6%. А чтобы дальше несистемные кандидаты не упражнялись в попытках пролезть к кормушке, Конгресс установил 15%-ый барьер для политической партии, претендующей на представительство. Во всем мире ... 5%, если что.
Выводы
Исходя из приведённых и очень скудных данных, приведённых выше – абсолютное большинство мировых и американских экспертов убеждено, что Илону Маску с идеей создать третью партию, отодвинуть от кормушки стадо «Porky Рig Рarty» многовековой селекции ... не получится. Слишком слепа религиозная вера американцев в догматы двухпартийной Системы. Где излишний электоральный пар выпускают на очень жарких праймериз, предварительных дебатах по кандидатам на будущие выборы.
Это тоже элемент конструкции, прекрасно работающий для демонстрации «плюрализма мнений истинного народовластия». Уводящий в сторону любые размышления о необходимости сноса безумно архаичной избирательной системы США. Либо её глобального реформирования. Поскольку, несмотря на баснословно дорогие кампании кандидатов, обычные янки показывают устойчивое нежелание в подобном балагане участвовать.
«Голосуют ногами», отказом посещать вообще любые выборы. И на сегодня – это 50% избирателей президентов, на выборах ниже дело вообще доходит до пошлых анекдотов. С избранием в Конгресс покойных законодателей, либо уже пускающих слюни в хосписах по уходу за слабоумными развалинами. Всем плевать, ибо никакой веры в изменения внутренней и внешней политики США, человеческого отношения государства к нехитрым нуждам избирателя не наблюдается. Все равнодушно приняли правила Игры, где властью обладают только богачи и воротилы корпораций, избирающие себе Петрушек.

Но, как говорится, ничто не вечно под луной. Первый тревожный звонок прозвенел в оплоте парламентаризма, тоже двухпартийной Великобритании. Год назад там была наголову разгромлена Консервативная Партия клоуна Бореньки, Лизы с трассы и забавного рикши Риши, а сегодня рейтинг победителей из Партии лейбористов ухнул до ещё меньших показателей.
Особенно после ошеломительной победы на муниципальном уровне нежданной «третьей силы», Партии Реформ. Возглавляемой идеологом Брексита и великим смутьяном Найджелом Фараджем. Способным на выборах весной 2026-го устроить новую сенсацию, лишив лейбористов 30+ подконтрольных избирательных округов. При этом местные ультра-националисты почти гарантированно забираю парламенты Шотландии и Уэльса.
На том история вихляющегося между струйками украинствующего премьера Стармера и закончится. Ему уже сегодня подбирают замену, скорее всего островитян ждут досрочные парламентские выборы, и лукавая «двухпартийная система» Королевства падёт перед неизвестной третьей силой. То есть, как и предсказывал профессор Девюрже, подобные мошеннические игры элитариев устойчивы только при отсутствии системных кризисов на протяжении двух электоральных циклов, когда главенствующие партии не в силах решить проблемы страны в ротации. Тут нужна новая партия или жёсткий лидер-диктатор масштаба Рузвельта. И не два президентских срока ...

Да, против марсианина-аутиста Ильи всё против: исторический опыт и традиция, реальное отсутствие места под солнцем, где на пляжике уже корни пустили всего два шезлонга. Страшный сон в облике Закона Девюрже с убойной мажоритарной системой «победитель получает всё», правовые препятствия регистрации, финансированию и доступа к СМИ. Одной социальной сетью «Х» президентские выборы трудно выиграть, особенно когда имеешь чудовищный личный антирейтинг зажравшегося мульти-миллиардера и невозможность самому баллотироваться даже в облике вице-президента.
А про способность американской Системы пережёвывать любых смутьянов, пошедших против течения – тут вообще говорить нечего. Изнасилованные мальчики-девочки из прошлого, налоговые нарушения, неправильные методы ведения бизнеса, самоубийство или пуля в голову – это Америка, детка. Двести с лишним лет искусственного отбора политических элит по законам самой архаичной плутократии, неподсудности олигархических кланов. И неизменный двухпартийный консенсус Ослов и Слонов в случае малейшей угрозы их уютному мирку симбиотического существования. Да, шансы нулевые.
Кажутся, во всяком случае. Но ситуация на Оловянных Островах намекает: всё может быть, всё может статься. Найджел Фарадж тоже шутки ради затеял свой эксперимент с партией «Реформировать Соединённое Королевство!», как только прошлый проект «Партия Брексита» была дискредитирована и развалена лохматым премьером Боренькой. Ни денег крупных за ним не стояло, ни хорошей прессы, а только растущее недовольство подданных Короны. За пять лет ставшим чудовищным. Стихией разрушая прежнюю Систему.
Потому пожелаю марсианину удачи, с точки зрения политических технологий и нарастающего мирового кризиса – кое-какие шансы имеются. Откусить от республиканцев и демократов наиболее беднеющие социальные группы, профессиональные сообщества, подобрать политизированные страты всяких либертарианцев, «зелёных», социалистов. Самое главное – при должном финансовом ресурсе можно попытаться расшевелить равнодушное большинство янки, на выборы смотрящие едва не с презрением. До 2028-го дел много можно наворотить, вплоть до создания полноценного «политического спойлера», где будет аккумулироваться протестный электорат и хорошенько этим расторговаться. Вплоть до реформ. Поглянем, одним словом.
============================