https://zen.yandex.ru/media/dbk/byt-zal … 7373b002db
Быть заложником западных энергетических авантюр... Зачем России всё это?
Сегодня
Если смотреть правде в глаза, то можно смело заявлять, что сегодня мировая энергетическая безопасность и стабильность разрушена.
Самые обыкновенные для России морозы погрузили половину всего остального мира в энергетический хаос. Альтернативная энергетика дала тотальный сбой везде, где были замечены аномальные погодные условия: в Японии, Европе, США. Однако последствия энергетического кризиса пошли куда дальше, что очевидно по ситуации, происходящей сейчас в американском штате Техас.
Жители США, особенно южных штатов, не понимают, что вообще с этим снегом делать-то нужно...
Помимо проблемы с энергоснабжением, возникли проблемы с тепло- и водоснабжением, а также с продовольственными поставками.
Причём тем потребителям электроэнергии, которым повезло ею пользоваться, в самый разгар энергокризиса пришли огромные счета за электричество, в 20-30 раз превышающие норму. Например, некоторые жители Техаса получили счёт за электроэнергию в размере 17 000 долларов, хотя в Январе платили 660$.
Мэр городка Колорадо (штат Техас) сделал сильное заявление: "Люди сами должны решать свои проблемы, и выживут только сильнейшие. Отставка мэра никак не вернёт к жизни тех людей, которые замерли от холода, включая детей".
Произошедшее в США открыто и ясно показывает всему миру, насколько хрупка выстраиваемая новая энергетическая система. А на энергетику завязано всё: логистика, безопасность, комфорт, и сам уровень жизни.
Если сбой происходит в энергоснабжении, то сбой происходит во всех аспектах нашей цивилизации. Следовательно, энергетика должна быть сверхстабильной системой, так как она является фундаментом для всей человеческой цивилизации.
Из-за холодов экспорт сжиженного природного газа (СПГ) из США снизился в разы, что ставит энергозависимые страны на грань энергетического коллапса. Например, Японию от полного энергоколлапса спас только американский СПГ, который практически весь ушёл в этот азиатский регион ещё в середине января.
Если бы арктические холода накрыли эти две станы одновременно, то Японии грозила бы самая масштабная энергетическая катастрофа в её истории.
Обледеневшие ВЭС. Из-за холодов в Техасе разом вышли из строя 40% всех ветроэлектрических станций.
Европу спасли поставки российского газа, которые стали самими большими за всю историю. При этом газопроводы работали на пределе пропускной способности, а резервные подземные газовые хранилища стран Европы были истощены до критического уровня.
То есть около миллиарда человек одновременно находились под угрозой тотального энергетического дефицита.
И что самое удивительное - давшая сбой возобновляемая энергетика не является главным фактором проблемы. Главная проблема – это увеличивающийся спрос на электроэнергию, который уже неспособны обеспечить существующие генерирующие мощности.
Франция, где более 70% электроэнергии вырабатывается на АЭС, тоже была на грани энергетического дефицита. Потребление энергии в своём пике доходило до 98% от возможности генерации. Власти уже готовили население к веерному отключению электричества.
Новые электрогенерирующие мощности возводятся со всё большим использованием солнечной и ветровой генерации, которые, как уже доказано, являются абсолютно ненадёжными системами генерации. Так ведь ещё именно на эти нестабильные мощности делается основой упор.
Сегодня эта проблема стала настолько очевидной, что даже Билл Гейтс высказался за развитие атомной энергетики, как единственного источника энергии, способного обеспечить стабильность и безопасность электросистемы, оставаясь при этом климатически нейтральным.
С подобным заявлением одного из самых влиятельных людей мира даже самые «зелёные» экоактвисты спорить не стали.
Гейтс добавил, что современную альтернативную энергетику возможно сделать стабильной и независимой только в одном случае: если аккумуляторы и накопители энергии подешевеют в 20 раз.
Проблема настолько большая, что самым перспективным способом хранения энергии (буферизации) для ВЭИ являются гравитационные накопители. По сути, это простой подъём/спуск грузов ("высокотехнологично", ага). Ёмкость таких накопителей очень маленькая, но они в 10 раз дешевле традиционных аккумуляторов (на единицу хранения энергии).
Да, к сожалению, без буферизации энергии, которая вырабатывается теми же ветроэлектрическими станциями (ВЭС), прогресс в этой области невозможен.
При этом сама система накопления должна обеспечивать, как минимум, трое суток бесперебойного энергоснабжения, чтобы эффективно перезапустить ВЭС в случае очередного форс-мажора. Но сегодня подобные дешёвые и доступные хранилища энергии являются фантастикой.
То есть, сколько бы ветряков и солнечных панелей в мире ни настроили, всегда будет риск их моментального отказа в самый неподходящий момент.
Развивать ядерную энергетику сегодня намного сложнее, чем это было буквально 20 лет назад. Экоактивизм своей борьбой за альтернативную энергетику практически уничтожил атомную инженерную школу. Сегодня во всём мире осталась лишь одна компания, способная воспроизводить полный цикл ядерных технологий. К нашему счастью, это российская компания "Росатом". А всё благодаря тому, что экоистерия до России тогда не добралась.
Конечно же, в Россия сегодня активно строятся ветропарки и солнечные электростанции - пока позиция нашего государства по отношению к этим проектам консервативная. Но они играют роль всего-навсего вспомогательных электрогенерирующих станций, которые не являются основными источниками электроэнергии.
Кочубеевская ВЭС - крупнейшая в России ветроэлектростанция мощностью 210 МВт. Запушена в январе 2021 года.
В октябре 2020 года Минэкономразвития предложило до 2035 года урезать вдвое программу поддержки ВИЭ.
Россия на данным момент строит 4 атомных энергоблока на своей территории (Курская АЭС-2 (2 энергоблока) и Ленинградская АЭС-2 (2 энергоблока)) и ещё 35 - за рубежом. При этом всего в мире строится 50 энергоблоков.
Даже с учётом того, что сегодня распространённость электромобилей минимальная, такого количества строящихся энергомощностей недостаточно для обеспечения энергетической безопасности. В перспективе же, примерно через 20 лет только на эксплуатацию одного электротранспорта потребуется практически половина генерируемых сегодня электрический мощностей. И чтобы покрыть дефицит электроэнергии, который создадут одни только электромобили, потребуется за два десятилетия построить либо 2 миллиона ВЭС мощностью 3 МВт каждая, либо 1200 атомных энергоблоков мощностью 1,2 ГВт каждый.
Паркетник Chevrolet Bolt EUV (Electric Utility Vehicle) 2022 года уже представляет собой доступный электромобиль с запасом хода в 400 км. Стоимость составляет 2,3-2,5 миллиона рублей, что значительно меньше, чем у первого поколения! То, что электромобили будут вытеснять традиционный транспорт, сомнений ни у кого уже не вызывает.
Построить столько атомных энергоблоков - очень сложная и затратная задача, а из-за мировой деградации атомной промышленности - уже практически невозможная. В то же время, возвести необходимые 6000 ГВт установленных мощностей возобновляемой энергетики (КИУМ 25%) - вполне посильная задача, причём уже к 2025 году может быть введено в строй 1200-1500 ГВт (по прогнозам международного энергетического агентства).
То есть уже к 2025 году 30% всей электроэнергии в мире может вырабатываться неустойчивыми и ненадёжными источниками энергии.
И, принимая во внимание новую энергетическую реальность, совсем удивительно узнать о том, что от разного рода экспертов звучат прогнозы о сокращении энергопотребления на душу населения с 2020 по 2050 годы (в том числе, такие прогнозы обосновывают в авторитетных научных кругах, звучат от Гейлы Тверберг).
Сегодня мир идёт к новому энергетическому укладу, делая ставку на ненадёжную энергетику будущего, такие как: альтернативные возобновляемые источники энергии и водородное топливо в качестве энергоносителя.
Всё в угоду уменьшения воздействия антропогенного фактора на окружающею среду. А технология ядерной энергетики последние 20 лет планомерно уничтожалась. Получается, что единственную энергетическую технологию, которая способна обеспечить энергией потребности общества, мы едва не потеряли.
Западный мир, как всегда, надеется на ресурсы России, которые мы поставляем им в том же количестве, в каком потребляем сами.
То есть половину всей своей выработанной энергии Россия экспортирует.
Сегодня у всех наших зарубежных партнёров почему-то именно такое понимание, что за счёт России можно и дальше покрыть их энергодефицит. Хорошо, когда под боком есть такой безропотный донор. Правда ведь?
Однако в России началась реализация проектов, которые ставят энергетические интересы западного мира под угрозу. Среди них: глубокая переработка углеводородов и программа газификации регионов, которая уже через 10 лет перенаправит 10% экспортируемого сегодня газа на внутренний рынок. Развитие атомной энергетики и замыкание ядерного топливного цикла, а также повышение уровня автоматизации, которые уже выполняются в рамках национальной программы « Создание центра четвёртой промышленной революции», сделают из России сверхстабильный энергетический остров, который будет мозолить глаза всему миру.
И это не мои выдумки, а действительно национальная стратегия, утверждённая президентом России в 2019 году.
Полное выполнение этих программ потребует в 1,5-2 раза больше энергии к 2050 году, чем производит Россия сегодня.
То есть, если всё пойдёт так, как задумано, вся доступная энергия уйдёт на внутренний рынок России, и она уже не будет крупным экспортёром углеводородов. Вот тогда-то страны, покрывающие свои потребности в энергии посредством одних ВИЭ, будут сидеть каждый день словно на пороховой бочке.
Ранее я уже писал, что такой риск вполне очевиден для локомотива всей Европы - Германии. Именно поэтому, несмотря на спад объёма промышленного производства на протяжении уже более 25 месяцев подряд, Германия инвестировала в российскую экономику более 1 миллиарда евро (и это в кризисный 2020 год!).
При этом немцы (не только крупные немецкие компании, но и частные лица), которые развивают свой бизнес в России, инвестируют преимущественно в реальный сектор экономики: продукция на нужды автомобильной, авиационной, железнодорожной промышленности и энергетики. Создаются крупные совместные предприятия: например, совместное предприятие России и ФРГ по проектированию и производству к 2025 году высокоскоростных поездов на мощностях предприятия "Уральские локомотивы".
Западному миру (впрочем, как и нашему восточному соседу - Китаю) во что бы то ни стало нужно сдерживать технологическое развитие России и не допустить её становления в роли главного (и возможно, единственного) поставщика энергоресурсов. Иначе будет практически невозможно обеспечить энергетическую стабильность в Европе, Китае и даже в США.
Помните поставки Российского «санкционного» СПГ в США в 2018 году и то, как это называли наши американские "партнёры"? Они беззастенчиво назвали эту, по сути, гуманитарную помощь "вынужденной сделкой из-за критических климатических условий". Как же здорово характеризует англо-саксов такое лицемерие...
"It's not personal. It's just business " (Ничего личного. Это просто бизнес).
Сегодня у нас два пути:
Обеспечивать стабильность мировой энергетики за счёт своих ресурсов, оставаясь для запада, со сути, "страной-бензоколонкой" (пусть даже в независимом ключе и даже зарабатывая на этом);
Идти по намеченной программе «Создание центра четвёртой промышленной революции» с переориентацией энергетических ресурсов на внутренний рынок (но при таком раскладе лояльного отношения мира нам до 2050 года не видать).
К 2050 году, согласно энергетической доктрине России, мы станем самым крупных экспортёром энергетического водорода – продукта с высокой добавочной стоимостью, который является произведённым, а не добытым энергоносителем. Это важно понимать.
Уже в ближайшее время нам нужно решить, кем мы себя видим через 30 лет, и кем хотим стать для этого мира. И выбор только за нами.
США не дремлют, американская пресса уже пестрит заголовками типа: "Может ли Россия контролировать климат?", "Руководители ЦРУ опасаются, что враждебные страны пытаются манипулировать погодой в мире".
Кто бы сомневался…