Аглая Иванов написал(а):Stepnyak написал(а):Мышиная возня на руинах истории
Архивариус
19.02.2021
Сегодня в мире отчетливо и зримо доминирует одна тенденция, которая формировалась на протяжении последних двадцати лет, хотя зачатки её можно обнаружить и раньше. Это особое переосмысление истории и переоценка деятельности исторических персонажей. Подобная практика существовала всегда и во всех культурах, но она носила ограниченный и, если угодно, утилитарный характер. Новый правитель всегда старался принизить достоинства предыдущего, дабы обеспечить себе более яркую славу. С этой целью древнерусские князья, получив власть, первым делом принимались за ревизию и переписывание летописей. Но, как правило, они не заходили слишком уж в глубокое прошлое, достаточно было слегка изменить недавнюю историю.
Повторюсь, все это имело практический смысл исключительно для высшего сословия. У подобной фальсификации истории имелась конкретная цель. Но сегодня история (не академическая наука, а именно прошлое) вызывает неподдельный интерес различных социальных групп. И оказалось, что история может быть у каждого своя, в зависимости от того, какие взгляды исповедуют конкретный человек или группа лиц. И тогда один и тот же исторический персонаж может быть как святым, так и исчадием ада.
Вот, например, российский император Николай II. Как известно, он причислен РПЦ к лику святых. Как человек, трагически погибший вместе со своей семьей, он, безусловно, заслуживает сочувствия и жалости. Но проблема в том, что он был не обычным человеком, а важным историческим деятелем. Сколько русских людей погибло по его вине? Тех же солдат, которые шли на пулеметы без артподготовки лишь по причине нехватки боеприпасов. Виновен ли Николай II в этих жертвах?
Ответ может дать только профессиональный историк. И этот ответ будет – нет, не виновен. И не только потому, что Николай II всеми силами пытался предотвратить войну. А потому что любой государственный деятель является не только вершителем истории, но и жертвой обстоятельств. Сталин, в отличие от последнего самодержца России, понимал, что война неизбежна и верил в то, что ему удастся оттянуть её начало и успеть модернизировать армию. Но успели лишь настолько, насколько позволило время. К чему эти примеры? А вот к чему.
Каждый человек принимает решения не исключительно с позиции личной воли, а под влиянием обстоятельств, которые от него самого в подавляющем большинстве случаев не зависят. Как говорил один известный литературный персонаж, «неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее думать, что управился с ним кто-то совсем другой?» У каждого решения государственного деятеля есть вполне ощутимые последствия. И для того, чтобы понять логику принимаемых решений, нужно глубоко изучить исторический контекст, личность деятеля и ситуацию, которая складывалась в тот самый период, когда решение было принято.
Генерал армии Дмитрий Григорьевич Павлов имел несчастье командовать Западным фронтом в 1941 году. Он не был готов (да и никто из советских военачальников тогда не был готов) обороняться против концентрированных ударов танковых клиньев. С точки зрения командования, он проявил трусость и малодушие, отдав приказ на немедленный отход, оставляя врагу Минск. Но, не отдай он этот приказ, в окружении оказался бы весь фронт и потери могли бы быть гораздо большими.
Это очень наглядный пример для понимания трагизма исторических фигур. Любое решение Павлова (обороняться или отступать) в конце июня 1941-го вело к катастрофическим для него последствиям. Да и о том, что его войска берет в клещи 2-я танковая группа Гудериана, он узнал случайно, благодаря захваченной штабной карте. После смерти Сталина Павлов был полностью реабилитирован. Потому что генерал действовал, исходя из сложившейся обстановки, и выбора у него по сути-то и не было.
Легко ставить оценки историческим личностям, находясь в безопасности и располагая информацией, которой государственные деятели во время принятия решений не обладали. При этом оценки ставятся, исходя из сегодняшних представлений о гуманизме. Хотя очевидно, что в периоды войн и революций конкретная человеческая жизнь имеет совсем другую цену. И чем дальше в прошлое, тем меньше эта цена, даже независимо от потрясений и переломных моментов.
В США сейчас сносят памятники государственным и общественным деятелям, которые обвиняются в том, что они использовали рабский труд. То есть, с позиций сегодняшнего дня выносятся приговоры за то, что люди были обычными представителями своей эпохи. С таким же успехом можно обвинить древнерусских князей в сепаратизме, основываясь лишь на том факте, что существовала феодальная раздробленность.
Все эти обвинения зиждутся исключительно на сослагательных наклонениях, которых история не приемлет. Если бы Николай II лучше подготовил страну к войне, возможно, революции не случилась бы, а Первая мировая война закончилась раньше и с меньшими жертвами. И не было бы революции и Гражданской войны. Если бы не было террора белого, возможно, не было бы и красного террора. Но все это из области домыслов и предположений. Историю изменить невозможно. Но можно её бесконечно переписывать и переосмысливать. Чем и занимаются многие общественные и политические деятели, подвергая заочному суду людей прошлого, которые не могут ничего сказать в свою защиту.
Каждый исторический персонаж был, прежде всего, человеком. Со свойственными человеку своей эпохи методами достижения целей и заблуждениями. Как верно отметил Лев Гумилев, на любую проблему можно посмотреть из мышиной норы, с вершины холма и с высоты птичьего полета. И современные «раздаватели оценок» и заочные судью исторических деятелей не только смотрят на историю из мышиной норки, но и стремятся убедить всех, что этот угол зрения единственный правильный.
И оттуда, из норы, все действительно выглядит именно так, как они говорят. И Сталин был палачом, и Ленин, и Дзержинский, и Николай II, и вообще все были палачами. Лишь они белые и пушистые. Правда, сами неразличимы даже с вершины холма, не говоря уж о высоте птичьего полета.
Это не любовь к истории и не стремление к истине, а мышиная возня, которая является самоцелью. А образы прошлого – лишь декорация. Вот только ставится на этой сцене не драма и даже не трагикомедия, а обычный фарс, рассчитанный на неискушенную публику.
Чего можно было ожидать от администрации Сталина? Орджоникидзе и Устинов к примеру были великолепными главами наркоматов. Но во главе МИД и министерства обороны были бывшие слесаря, что и стало причиной военной катастрофы в начале ВОВ.
Учите матчасть .
Наркомами иностранных дел и министром иностранных СССР при Сталине были :
Чичерин, Георгий Васильевич, 1918—1930 - Учился в Тамбовской и Петербургской гимназии, которую окончил с золотой медалью. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1891—1895 гг.). В 1898 г. поступил на службу в Министерство иностранных дел, где был сотрудником также его отец. Слесарем не был.
Литвинов, Максим Максимович, 1930—1939 - Учился в хедере, а затем в реальном училище. Закончив в 1893 году учёбу в Белостокском реальном училище, поступил вольноопределяющимся в армию, служил пять лет в Баку в составе 17-го Кавказского пехотного полка. После демобилизации в 1898 году работал бухгалтером в городе Клинцы, затем управляющим на сахарном заводе в Киеве. Слесарем не был.
Молотов, Вячеслав Михайлович, 1939—1946-1949 , с 1902 годадо 1908 года учился в Казанском первом реальном училище, с 1911 по 1916 , в Санкт-Петербургском политехническом институте, на экономическом факультете. Слесарем не был.
Вышинский, Андрей Януарьевич, 1949-1953 - окончил юридический факультет Киевского университета в 1913 году, но окончил его только в 1913 Доктор юридических наук (1936)[5], профессор, а в 1925—1928 годах ректор Московского государственного университета. Академик АН СССР. Слесарем не был.
Наркомами и министрами обороны при Сталине были:
Ворошилов, Климент Ефремович (20 июня 1934 — 7 мая 1940) , маршал. Единственный из всех министров, который не имел полноценного образования (окончил земскую школу) и действительно недолгое время в молодости, если на находился в ссылках и тюрьмах, работал по рабочим специальностям, в основном машинистом крана. С 22 лет активно занимался революционной работой, с 1917 года - на руководящей партийной и государственной работе, в т.ч. в действующей армии. Слесарем не был.
Тимошенко, Семён Константинович (7 мая 1940 — 19 июля 1941), маршал. Окончил Высшие военно-академические курсы в 1922 и 1927 годах, курсы командиров-единоначальников при Военно-политической академии имени Н. Г. Толмачёва в 1930 году (управление — командование, общевойсковой факультет, кафедра тактики) . Слесарем не был
Сталин, Иосиф Виссарионович (19 июля 1941 — 25 февраля 1946-3 марта 1947 ) , генералиссимус. Слесарем не был
Булганин, Николай Александрович , маршал ( 3 марта 1947 — 24 марта 1949) , окончил реальное училище ,работал конторщиком, после революции работал на оперативной работе в армии и ЧК , затем - на руководящей производственной работе и государственной службе : председатель государственного электротехнического треста ВСНХ СССР, х директор Московского электролампового завода имени Куйбышева (МЭЛЗ). В 1930 году завод первым среди промышленных предприятий СССР награждён орденом Ленина № 2. Булганин же стал одним из первых в СССР кавалеров Ордена Ленина. В 1931—1937 годах Председатель исполкома Моссовета . Слесарем не был.
Василевский, Александр Михайлович , маршал (24 марта 1949 — 25 февраля 1950 - 15 марта 1953) . Помимо духовной семинарии, окончил курсы командиров РККА "Выстрел" и Военную академию Генерального штаба. Слесарем не был.
В порядке ликбеза хочу Вам также сообщить , что наркомы и министры обороны занимаются политическим и хозяйственным руководством всеми вооруженными силами.
Вопросами оперативного планирования военных действий они не занимаются. Это - прерогатива Генерального штаба.
А вот в генеральном штабе работали и работают только профессиональные военные.
При Сталине начальниками Штаба РККА были :
М. Н. Тухачевский (ноябрь 1925 — май 1928),
Б. М. Шапошников (май 1928 — июнь 1931),
А. И. Егоров (июнь 1931 — сентябрь 1935).
22 сентября 1935 Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб РККА. Начальниками Генерального штаба были:
А. И. Егоров (сентябрь 1935 — май 1937),
Б. М. Шапошников (май 1937 — август 1940),
К. А. Мерецков (август 1940 — январь 1941),
Г. К. Жуков (январь — июль 1941).
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Генеральный штаб являлся основным органом Ставки Верховного Главнокомандования по стратегическому планированию и руководству вооруженными силами на фронтах.
Начальниками Генерального штаба ВС Союза были:
Б. М. Шапошников (июль 1941 — май 1942),
А. М. Василевский (май 1942 — февраль 1945),
А. И. Антонов (с февраля 1945).
Начальниками Генерального штаба в послевоенное время были:
А. И. Антонов (февраль 1945 — март 1946),
А. М. Василевский (март 1946 — ноябрь 1948),
С. М. Штеменко (ноябрь 1948 — июнь 1952),
В. Д. Соколовский (июнь 1952 — апрель 1960),
Все вышеперечисленные - с высшим военным образованием.