«Семнадцать мгновений весны» - первый фильм, где образ Третьего Рейха меняется с отрицательного на положительный. Раньше в советских картинах немцев изображали полными дураками.
Семнадцатимгновенный Третий Рейх – идеальное государство, о котором только можно мечтать! Несмотря на тотальную войну, бомбежки, беженцев и прочие детали порядок сохраняется идеальный!
Главным консультантом киноленты являлся сам С.Цвигун – первый заместитель председателя КГБ при Совмине СССР, который скрывается за псевдонимом «Мишин». Сие позволяет с большой долей правды предположить, что проект курировался не только Ю.Андроповым (прямым шефом С.Цвигуна), но и всем политбюро. Иначе фильму не была бы дана «зеленая улица».
Скорее всего, сам фильм есть прямое задание политбюро ЦК КПСС, цековский проект.
Актеры подобраны великолепные: В.Тихонов, Л.Броневой, О.Табаков, Р.Плятт, Е.Евстигнеев и другие. Игра актеров просто великолепна; недаром после просмотра фильма в народе родилась масса анекдотов.
Денег на фильм не пожалели. Съемки велись в разных странах!
Фильм до неприличия длинный. Пожалуй, это первый советский кинофильм такой продолжительности: 12 серий – около 20 часов!
Не должна смущать и черно-белая съемка. Это не от недостатка средств, как некоторые сейчас пишут. Просто фильм стилизировали под кинохронику, чтобы создать у зрителя иллюзию реальности происходящего. А кинохроника и должна быть черно-белой; по иному нет восприятия действительности.
Действия фильма разворачиваются в воюющем Берлине. Но война – только фон. Фильм не о войне.
Центральным сюжетом выступает действие советского разведчика Исаева, носящего фамилию Штирлиц. Но и работа советского разведчика – только фон. Кинолента не о разведке.
А о чем, спросите Вы, дорогие читатели?
Фильм о Третьем Рейхе как об идеальном государстве, о его государственном и общественном устроении, о высшему несгибаемом партийном, военном и полицейском аппарате, могущем достичь порядка при самых страшных вызовах, которые кидает время. Фильм о жизни в Германии накануне ее краха.
Но! Краха Германии в фильме нет… Третий Рейх бессмертен – вот, что подспудно хотят сказать авторы!
Именно в такой бессмертный Рейх и возвращается Штирлиц в конце фильма.
Но главный герой фильма не Штирлиц-Исаев!
Героев фильма можно разделить на две группы:
- реальные исторические персонажи (Хитлер, Гёббельс, Химмлер, Гёринг, Борман, Кальтенбрюннер, Шелленберг, Мюллер, Вольф, Джугашвили, Даллес и другие);
- вымышленные персонажи (Штирлиц, Кэт, Айсман, Рольф, Шольц, Клаус, Плейшнер, пастор Шлаг и другие).
Это первая классификация.
Вторая классификация иная. Всех персонажей можно также разделить на две группы:
- герои, в которых авторы киноленты вкладывают душу (Штрилиц, Мюллер, Борман, Химмлер, Шелленберг и другие);
- герои, что называется, для галочки (Хитлер, Гёринг, «Сталин» и другие).
Герои для галочки – это фон, как бомбежки, аквариум, цветы, воинская форма, пейзажи и автомобили.
А вот герои, которых авторы наделили душой, - центральные фигуры киноленты.
Для непосвященного кажется, что главный и положительный герой – Исаев-Штирлиц. Но это не так!
Главный конфликт фильма – это конфликт между Штирлицем Мюллером! Вокруг этой пары и происходит сюжет.
Часть героев со Штирлицем, часть с Мюллером!
Штирлиц (играет Тихонов) – отрицательный герой кинокартины! Штирлиц – шпион, вражина и предатель!
Штирлиц надменен и вычурен.
Штирлиц – хладнокровный убийца своего агента Клауса!
Штирлиц – постоянно пьет, причем, коньяк мешает с пивом. Штирлиц просто не просыхает! Понятно, почему он все время хочет спать…
Штирлиц – единственный персонаж, который крутит романы (с Габи, кою играет Светличная), то есть, бабник.
Штирлиц – сорит деньгами.
Штирлиц – мало работает, он завсегдатай клоак, что подтверждено им в разговоре с Мюллером (бор «Синяя борода»), а также в сцене в кафе Швейцарии, где делается тонкий намек на стриптиз.
Штирлиц – бездельник, который только и делает, что сплетничает и интригует. Штирлиц просто не занимается своей основной работой; по фильму не ясно, есть ли она у него вообще.
А вот Мюллер (Броневой) – это кремень. Причем, кремень обаятельный.
Мюллер не продается ни СССР, ни США, ни Британии, а честно работает на Третий Рейх.
Мюллер – начальник гестапо. Но он добрый начальник.
Мюллер никого не убивает в отличие от Шелленберга, который расстрелял своих адъютантов.
Мюллер даже никого не пытает; наоборот, он корректен и мил.
Мюллер – трудоголик, он постоянно на работе.
Мюллер любит рыбок, которых кормит.
Мюллер не забывает старых друзей сыщиков, с которыми мило пьет водку.
Мюллер не интригует против своего начальника – Кальтербрюннера, а верой и правдой служит ему.
Мюллер дорожит своими следователями.
Мюллер любит водку, а не коньяк, как Штирлиц.
Вообще Мюллер – простой крестьянский немецкий парень. Он даже любит свое имя. Ведь Мюллер – простая германская крестьянская фамилия (Muller – по-немецки мельник). А настоящая полная фамилия Штирлица – барон фон Штирлиц.
И, конечно, Мюллер не против партии – НСДАП, которую олицетворяет Борман.
Исходя из вышеприведенных аргументов, я рискую предположить, что Мюллер и есть главный положительный герой картины. Но чтобы это понять, нужно оценить всю картину и ее истинные цели полно; ведь открыто хвалить в советской картине гестапо, было нельзя.
Также укажем, что положительным героем, который также наделен душой является М.Борман. Борман, в отличие от Химмлера, Гёринга, Гёббельса или даже самого Хитлера, - это обаятельный и умный игрок.
Играет М.Бормана – советский бард Ю.Визбор, что делает картину очень пикантной. Конечно, бардовскую песню Борман не поет, но подспудно это чувствуется. За Борманом идет шлейф талантливого и доброго человека. Так показано в киноленте.