Пузырь компаний-пустышек по производству электрокаров лопается
11 февраля 2022
Mike1975
Компании-пустышки (Special Purpose Acquisition Companies - SPAC) стали одной из самых разрушительных тем на рынках капитала за последние несколько лет... но шумиха, возможно, подходит к концу.
SPAC-мания превратилась в серьёзное наказание, и новые компании по производству электромобилей сталкиваются с повышенным вниманием.
“Вы были полными идиотами”, - отметил Сэм Питерс, портфельный менеджер ClearBridge Investments.
За последние несколько лет инвесторы вкладывали деньги в стартапы по производству электромобилей (EV) и другие молодые компании в области зелёных технологий с рекордной скоростью, причем многие стартапы EV стали публичными благодаря так называемым сделкам SPAC. Также известные как компании с пустыми чеками, компании по приобретению обязательств специального назначения - это компании, которые не ведут коммерческой деятельности и созданы с единственным намерением привлечь капитал путём первичного публичного размещения акций (IPO) с целью приобретения или слияния с существующей компанией.
Компании по обязательствам специального назначения (SPACs) стали одной из самых захватывающих и разрушительных тем на рынках капитала за последние несколько лет, характеризующихся огромными сделками, небольшим усердием и высококлассными командами спонсоров, привлекающими инвесторов на этот когда-то недостаточно развитый рынок.
К сожалению, небольшое количество исследований и информации, доступных на публичных биржах, в сочетании с волной проверок со стороны регулирующих органов, обвинениями извне и растущим скептицизмом инвесторов, повернули ситуацию против SPACs и спекулятивных компаний EV, что привело к массовой распродаже.
Зелёная мания превратилась в серьёзную угрозу с появлением новых компаний-выскочек, таких как Fisker, Faraday Future Intelligen, Lordstown Motors, Nikola, Lucid Motors, Nio, XPeng, Li Auto, Canoo and Rivian Automotive.
Акции всех десяти стартапов с начала года упали в двузначных цифрах. И не видно конца продолжающейся негативной реакции на компании EV, завязанные на SPAC.
В прошлый вторник компания по доставке фургонов Electric Last Mile Solutions, Inc.и производитель электромобилей Faraday Future Intelligent Electric Inc. мменили руководство после недавних расследований, проведенных их советами директоров.
В ELMS исполнительный директор Джеймс Тейлор и исполнительный председатель Джейсон Ло подали в отставку после того, как расследование показало, что они приобрели акции компании по цене ниже рыночной в связи с слиянием SPAC в декабре 2020 года. Компания также заявила, что её финансовая отчетность может быть неточной и будет пересмотрена.
Акции ELMS упали на 60% на прошлой неделе и торгуются на уровне $2,08.
Случай Faraday Future был, пожалуй, еще более вопиющим. Расследование SEC установившее, что Faraday требовала бронирования с предоплатой $14 тыс. за автомобиль, вынудило компанию изменить ряд положений. Faraday стала публичной компанией в прошлом году с капитализацией $3,4 млрд, но до сих пор не в состоянии запустить производство автомобилей.
Исследование также показало, что основатель Faraday Цзя Юэтин, который ушел с поста генерального директора Фарадея в 2019 году, сыграл в компании более значительную роль, чем представлялось некоторым инвесторам. Племянник г-на Цзя, Цзявэй Ван, был отстранён без сохранения заработной платы от должности вице-президента по глобальным рынкам капитала.
Акции Фарадея упали на 76,4% за последний год.
Многие из этих молодых компаний EV стали публичными в результате схемы компаний-пустышек SPAC, и многие сделки привели к бешеным покупкам со стороны мелких инвесторов, стремящихся присоединиться к ESG и зелёным технологиям.
“Вы полные идиоты”, - сказал Сэм Питерс, портфельный менеджер ClearBridge Investments, который старательно избегал покупки акций EV-производителей до начала получения ими дохода, в интервью The Wall Street Journal.
Но эти три компании - не единственные в секторе, которые попали в поле зрения SEC. Другие громкие сделки, которые недавно подверглись тщательному изучению, включают те, которые привлекли внимание производителей электромобилей Nikola Corp. и Lordstown Motors Corp. к общественности.
Акции Николы упали на 68,1% за последние 12 месяцев, в то время как акции Лордстауна упали на 88,9%. Но кровавая бойня не ограничивалась только стартапами EV.
Алекс Кимани
===========================================================================================================
"Зелёная сделка" становится такой же финансовой пирамидой, как и многие другие схемы Понци в финансовом секторе, который превратился в один большой пузырь.
На бурно растущем бумажном рынке, который активно подпитывается необеспеченными деньгами любые новомодные движения активно приветствуются тут же набегающими хомячками-инвесторами, набивающими обе щеки акциями-пустышками. Некоторые даже верят, что эти компании имеют большое будущее, несмотря на скептицизм квалифицированных экспертов. Большинство просто пытаются выиграть на росте, как с классическим МММ. Соскочить удаётся не только лишь всем.
Как правило, компании строят радужные планы, собирают деньги, представляют красивые макеты на помпезных выставках - создают иллюзию будущего успеха. Одна проблема - производство буксует.
Rivian Automotive, Inc. — американский производитель электромобилей, основанный в 2009 году. Rivian создаёт спортивные внедорожники и пикапы на универсальной платформе.
В ходе первичного размещения акций в ноябре 2021 года Rivian привлекла более $13,5 млрд. Инвесторы признали, что компания может стать главным конкурентом Tesla.
9 ноября стартовали торги бумагами компании, и буквально за несколько дней её рыночная капитализация прыгнула выше $150 млрд, опередив по этому показателю таких именитых «коллег», как Ford, General Motors и даже крупнейшего автопроизводителя Европы — Volkswagen. Volkswagen выпускает 10 млн автомобилей в год, что приносит ему €250 млрд дохода.
А теперь внимание !
Сейчас производитель электрокаров предлагает авто двух моделей: пикап R1T и внедорожник R1S. Их цена стартует от $67,5 тыс. и $70 тыс. соответственно. Такие нишевые автомобили рассчитаны на любителей активного отдыха.
у Rivian вообще ещё не было ни одного прибыльного года.
На конец ноября речь шла только о 156 собранных автомобилях, большая часть которых находится в пользовании сотрудников самой компании.
Компания поставила 920 автомобилей к концу 2021 года, согласно поданных заявок. Меньше тысячи авто, Карл !
Результат вполне закономерен:
Чтобы добить аферистов:
Ford заявил, что прекращает своё стратегическое сотрудничество с Rivian и планирует выйти весной на рынок со своим собственным электрическим пикапом.
При работе кондиционеров и обогрева автомобиля существенно возрастает расход батареи, что снижает объявленное производителем время работы машины без подзарядки.
Использованные источники:
The Green SPAC Bubble Is Bursting | OilPrice.com
Rivian — Википедия
Новая Tesla или пузырь: почему рынок оценил убыточную Rivian в $150 млрд | Forbes.ru
=============================
Комментарий автора:
Электромобиль - роскошь, а не средство передвижения. В условиях низкой маржинальности при глобализации капиталистической экономики выживают только монополии с огромными тиражами продукции.
Всевозможные убыточные зелёные стартапы фактически являются сачками для ловли бабочек-лохоинвесторов. Маску с Теслой (вернее, наоборот), можно сказать, повезло, т.к. он вышел на рынок и создал нишу престижных электрокаров с неплохими потребительскими качествами, а не унылых повозок. Остальные подельщики пытаются вскочить на подножку уходящего поезда - втюхать более дорогие поделия на фоне падающих из-за инфляции доходов основной массы населения.
Ясно, что расчёт на зажиточных потребителей, т.е. продукт нишевый и больших тиражей можно не ждать, тем более, что вертолётные деньги закончились, аттракцион невиданной щедрости заканчивает работу.