Кира написал(а):Stepnyak написал(а):Я всегда говорил, что государственные корпорации, при мощной законодательной, регуляторной, административной поддержке со стороны родного государства, гораздо эффективнее и конкурентоспособнее (особенно на внешних рынках), чем корпорации, такой поддержки лишённые.
А вот господин Артемьев глава ФАС РФ на днях призывал, что нужно уничтожить все госкорпорации - перевести в другие организационные формы. А так они, как монополисты, только мешают развитию и конкуренции.
https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019 … c443d15ea9
Артемьев - "яблочник". Пятая колонна
Критика деятельности Артемьева
В результате разработки комплексных нормативных актов в 2004—2007 гг., антимонопольное законодательство и другие законы, находящиеся в ведении ФАС России, стали одними из самых быстро меняющихся. Так, в Федеральный закон «О защите конкуренции» (ред. от 13.07.2015). изменения вносились с 2006 г. 40 раз, в законодательство о закупках (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ и Федеральный закон « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44-ФЗ от 13 июля 2015 г. — почти 60 раз.
Экспертным и предпринимательским сообществом, депутатами Госдумы неоднократно указывалось, что законодательные инициативы ФАС разработаны в интересах крупных олигархических структур и даже иностранных монополий[36]. Комментарий в этой телепередаче дает бывший представитель Росрыболовства А.Савельев, а в отношении этого ведомства ФАС неоднократно возбуждала антимонопольные дела[37]. Соответственно, существует конфликт интересов, и слова А.Савельева не могут считаться объективными[38]. Особо бурные дискуссии развернулись у руководителя ФАС с экспертным, научным и предпринимательским сообществом вокруг т. н. «четвертого антимонопольного пакета», который 7 раз возвращался Правительством на доработку[39]. Такая активность стала поводом для критики со стороны предпринимательского и экспертного сообщества, поскольку, по их мнению, вызывает коррупционные риски и ухудшает предпринимательский климат[40].
И. Ю. Артемьев — единственный из руководителей антимонопольных органов стран мира с бессрочным контрактом и даже по меркам российской власти является «долгожителем» — в марте 2017 г. исполнилось 13 лет, как он занимает свой пост[41].
Большинство его заместителей находятся на своем посту еще дольше. Заместитель — Андрей Цыганов — неоднократно замечался в связях с курируемыми крупными монополистическими структурами[42].
После передачи ФАС России функции по контролю за гособоронзаказом Игорь Артемьев настоял на назначении своим заместителем, курирующим данное направление, Максима Овчинникова, который является № 4 в списке информаторов оппозиционера Алексея Навального[43] (примечательно, что остальные чиновники, фигурирующие в данном списке, в том числе некоторые другие сотрудники ФАС, покинули госслужбу после его появления в открытых источниках).
Максим Овчинников отвечал за создание системы мотивации сотрудников ФАС, которую эксперты охарактеризовали как «палочную», побуждающую чиновников возбуждать большое число дел против малого бизнеса и не браться за сложные расследования[44].
По мнению экспертов, И. Ю. Артемьев создал систему антимонопольного преследования малого бизнеса (МСП), что невозможно ни в одной стране мира. Другими словами, МСП называются «монополистами» — со 100 % долей рынка в границах торгового центра, кинотеатра, городской площади, пекарни, чердака или стены дома, «организаторами и участниками картельных сговоров» субъекты МСП, включая индивидуальных предпринимателей, и даже ТСЖ и садовые некоммерческие товарищества (СНТ)[45].
Эксперты отмечают, что 2/3 антикартельных дел ФАС суды признают незаконными[46]. Помимо этого, дела, даже самые крупные, зачастую возбуждаются по анонимным заявлениям, либо по сфабрикованным самими сотрудниками ФАС[47]
Экспертами отмечалась также политика двойных стандартов Игоря Артемьева для небольших российских или зарубежных компаний. Если малый бизнес может быть обвинен в нарушении антимонопольного законодательства на одних лишь подозрениях, или одинаковых цен (на батуты в парке)[48], то против крупного иностранного бизнеса дела Игорь Артемьев отказывался возбуждать дела даже при наличии доказательств[49].
Это не соответствует международному опыту, в США, например, антимонопольная политика активно используется для защиты американских компаний от иностранных конкурентов, и 92,2 %[50] штрафов наложено на иностранные компании, в то время как в России эта цифра составляет 0,6 %.
Целый ряд дел было возбуждено в интересах алкогольного и табачного лобби[51]. ФАС отменяла решения региональных и местных властей по ограничению продаж «энергетиков»[52], продаж алкоголя в период стихийных бедствий[53] и на школьных выпускных[54]. Впоследствии эти решения ФАС суды признавали незаконными.
Своих задач закон о госзакупках не выполнил, коррупция в этой сфере только возросла.
Эксперты отмечали, что закон, разработанный при непосредственном участии Игоря Артемьева, идет в разрез с мировым опытом[55] и регулирует исключительно процедуру размещения заказа, при этом содержательную составляющую закупок закон игнорирует полностью.
Данное обстоятельство привело не к экономии бюджетных средств, а лишь бурному развитию посредников, что является диаметрально противоположным решениям ФАС в схожих ситуациях[56][57]. Символом политики ФАС в госзакупках стало дело против детского сада № 82 С-Петербурга[58]: ФАС обвинила его в том, что он закупал картошку и капусту для супа вместе, а надо было отдельно. Добиться справедливости детскому саду удалось только в Высшем арбитражном суде. В результате Правительством было принято решение написать совершенно новый закон — о федеральной контрактной системе, основанный на мировом опыте. Игорь Артемьев активно противодействовал его принятию, но проиграл. Однако, новый закон о контрактной системе 44-ФЗ не оправдал себя. Очень несовершенным назвал его Президент России В.Путин[59].О необходимости доработки 44-ФЗ высказывался и председатель Правительства России Д.Медведев[60].Он отмечал большое количество злоупотреблений в системе закупок Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова также раскритиковала новый закон о закупках[61]
Неудовольствие реализацией 44-закона о контрактной системе также высказывал и первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов[62]. По мнению И.Шувалова, создать прозрачную систему закупок не удалось[63]. Контрактная система не достигла своих целей, полагает и первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. Институты содержательного контроля не заработали, эффективность госзакупок не оценивается и даже общественный контроль не дает ожидаемой эффективности[63].
Создан единый портал госзакупок. Отбор электронных площадок для госзаказа вызвал возмущение в бизнес-среде, так как Игорь Артемьев объявил результаты отбора до его подведения[64]. Победитель отбора — площадка Сбербанк-АСТ. С главой Сбербанка Германом Грефом Артемьева связывают прочные дружеские и деловые контакты[65].
Результатом подписания закона о рекламе стал запрет на конкуренцию брендов в России, которая широко используется в развитых странах[66]. ФАС начала возбуждать тысячи дел в год по нарушениям рекламного законодательства, которые можно назвать курьезными, таких как дело против Костромского такси за оскорбление хлеба, кваса «Никола» и тысячи других. В 2015 г. ФАС упала на 18-31 место[67] в рейтинге мировых антимонопольных ведомств «Global Competition Review». ФАС России по-прежнему имеет три звезды, что означает оценку «хорошо»[68].Оценка антимонопольных ведомств экспертами осуществляется по 5-ти балльной шкале с разбивкой ведомств по количеству баллов (звезд) на группы: элита, очень хорошо, хорошо и удовлетворительно. По итогам 2014 года в Рейтинг GCR вошли всего 36 конкурентных ведомств мира из 145 существующих. В число оцениваемых GCR конкурентных ведомств ФАС России входит с 2005 года[69].
По мнению экспертов, столь высокая оценка вызвана тем, что указанное издание оценивает не качественные, а количественные показатели, а также опирается на мнение опрошенных юристов, которые несомненно выигрывают от усиления полномочий и давления ФАС на бизнес[70]. При этом, всемирный экономический форум оценивает эффективность ФАС не столь высоко. По мнению Всемирного экономического форума, под руководством Игоря Артемьева Россия заняла 83 место из 144 стран по эффективности антимонопольной политики в 2015 году. Общая оценка конкурентоспособности России и степень развития конкуренции на локальных рынках и монополизация оценены гораздо выше — 45, 77 и 69 места соответственно.
По заявлению Игоря Артемьева, в 2015 г. число дел выросло до 67 тыс.[71]. По данным ФАС России, количество дел, возбужденным по признакам нарушения антимонопольного законодательства из года в год снижается: так, если в 2012 году было возбуждено 10011 дел, то в 2015 году — 9092 дела, а в 2016 году — 4040 дел[72]
Предприятия среднего бизнеса и ИТ-отрасли, наращивающие производство и экспорт, сталкиваются с претензиями, делами, проверками в форме обыска со стороны руководителя ФАС[73][74]. В некоторых случаях — сразу после выхода на внешние рынки или попадания в санкционный список США[75]. Политика двойных стандартов руководителя ФАС заметна и в регулировании тарифов. Уже проведена либерализация тарифов крупнейших аэропортов страны (Московского авиаузла). Предлагается либерализовать тарифы РЖД[76] по экспортным поставкам и тарифы ОАО «Газпром»[77]. Одновременно предлагается, ввести регулирование тарифов на вывоз твердых бытовых отходов[78] (в секторе заняты почти исключительно МСП) и стивидорной деятельности в портах[79]. Это уже привело к росту цен на авиабилеты[80], и в ближайшее время может привести к росту тарифов и цен, который будет переложен на население. Ситуация усугубляется неспособностью руководителя ФАС России сдержать рост цен на социально значимые товары: более 50 % дел ФАС России в отношении торговых сетей суды признают незаконными.
Руководитель Игорь Артемьев превратился в главного алкогольного лоббиста[81]. В частности, доклад руководителя ФАС России, направленный в Правительство РФ (заметим, что он размещен не на официальном сайте ФАС России, а на сайте Союза пивоваров)[82], содержал целый ряд неприемлемых предложений, которые обернутся сотнями тысяч дополнительных алкогольных смертей. Так, предложение вернуть алкогольные напитки в ларьки и другие места нестационарной торговли повысит и без того одну из самых высоких в мире доступность алкоголя в РФ (1 точка продажи в РФ приходится на 500 человек, а в Швеции и Норвегии — на 20-30 тыс.)[83]. Предложение снизить минимальную цену на алкоголь крепостью ниже 38 градусов приведет к распространению суррогатной водки и резкому росту смертности[84]. Предложение заморозить акцизы на крепкий алкоголь до 2018 г. повысит его ценовую доступность, что уже вызвало, как показал опыт 2014—2015 гг. рост смертности[85]. Предложение лишить субъекты РФ права вводить запрет на реализацию алкогольных энергетических коктейлей[86] самым негативным образом скажется на здоровье подрастающего поколения, вызовет конфликт с региональными элитами. Примечательно, что в своем докладе ФАС России дает отрицательную оценку повышению возраста допустимости употребления алкоголя с 18 до 21 года, которое еще не вступило в силу. Такое внимание к одной из, еще не реализованных инициатив, является признаком действий руководителя ФАС России в интересах алкогольного лобби, которое обеспокоено, что молодежь не «успеет» пополнить ряды их потребителей. ФАС России активно противодействовала ограничению использования вредной для здоровья пластиковой (ПЭТ) тары для розлива алкогольной продукции, но проиграла[87]. В противодействии широкой инициативе ряда губернаторов, депутатов, церковных и общественных деятелей ограничить использование ПЭТ-тары (в РФ в ПЭТ-тару разливается 40 % пива, в других странах, за исключением Украины и некоторых балканских стран — 0 %) руководитель ФАС координировал[88] свои действия с иностранными пивными компаниями (контролируют свыше 80 % российского рынка) и даже посольством США[89]. Этот доклад не был случайностью. ФАС России под руководством Игоря Артемьева давно возбуждает дела в интересах алкогольного лобби. Например, дела против губернаторов, вводящих запрет на реализацию энергетических алкогольных коктейлей[90]. Несмотря на проигрыш подобных дел в Верховном и Высшем арбитражном судах[91], ФАС России продолжает практику возбуждения подобных дел, защищая интересы производителей алкоэнергетиков. Примерами являются дела ФАС России против губернатора Амурской области Олега Кожемяко за ограничение реализации алкогольной продукции во время наводнения[92], и против Администрации г. Ханты-Мансийска — во время школьных выпускных[93]. Все вышеупомянутые решения ФАС России суды признали незаконными.
Руководитель общественного проекта «За антимонопольную реформу» Алексей Сергеевич Ульянов заявил[94], что руководитель ФАС России работает в интересах иностранных транснациональных корпораций. Игорь Артемьев не в состоянии препятствовать монополистическим тенденциям крупнейших госкомпаний и госкорпораций России — ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «РЖД», «Ростех»[95]. После принятия закона об «иммунитетах» для малого бизнеса от антимонопольного контроля ФАС нашла способ продолжать политику преследования малого бизнеса, называя его представителей «естественными монополиями» и «участниками картельных сговоров»[95].
При этом по данным газеты «КоммерсантЪ» опубликованным в журнале «Секрет Фирмы» ФАС занимает 1-ое место среди самых коррумпированных органов власти[96].
А по данным Счетной палаты собираемость штрафов по картельной деятельности ФАС составляет 16 %, а куда деваются остальные 84 %, остается только гадать[97].
Также за последнее время было заведено 5 уголовных дел в отношении руководителей территориальных подразделений ФАС[98][99]. Сам руководитель ФАС также неоднократно обвинялся в связях с крупными монополистическими структурами[100][101]. Члены Ассоциации антимонопольных экспертов (ранее НП «Содействие развитию конкуренции»), созданной как независимая общественная организация антимонопольных юристов и после смены руководства в 2014 году ставшего де факто подконтрольным ФАС, участвовали только в 4 судебных процессах[102], предпочитая зарабатывать на решении "деликатных вопросов, используя близость к руководителю ФАС.
На съезде «Деловой России» в мае 2015 года предприниматели пожаловались Владимиру Путину на то, что Артемьев и руководимая им служба преследует малый и средний бизнес — только 11 % дел возбуждается против крупных компаний, а против малого бизнеса — 36 % дел. При этом, ФАС возбуждает дел больше всех стран мира, вместе взятых[103].
В июне 2015 года на Петербургском экономическом форуме предприниматели пожаловались Президенту на то, что ФАС преследует средние инновационные и промышленные предприятия и несырьевых экспортеров[104], в том числе за то, что они выпускают более дешевую и качественную продукцию. Создается впечатление, что ведомство Артемьева действует в интересах крупных иностранных корпораций.