11 июля британец Брэнсон — 71-летний создатель десятков компаний и рекордсмен в полетах на воздушных шарах — увидел Землю с высоты 86 км. 57-летний американец Безос — владелец интернет-империи Amazon и самый богатый человек мира — отстал на несколько дней. Но 20 июля он на несколько минут поднялся уже в настоящий космос, выше 100 км. Единственное свободное место на своем корабле Безос продал за 28 млн долларов. В аукционе, определившем имя счастливчика, приняли участие 7,6 тыс. человек из 159 стран.
Российская компания «КосмоКурс» планировала забрасывать туристов еще выше: на 180 км. За этой идеей тоже стоял долларовый миллиардер, только из российского списка Forbes. Несколько лет назад он изъявил желание вложить в космос 150 млн долларов. Но кто этот человек и сколько он на самом деле потратил, доподлинно неизвестно. Дальше чертежей его проект не продвинулся.
Официальная версия закрытия «КосмоКурса» — правовые барьеры, не позволившие согласовать ракетный комплекс с Минобороны и получить разрешение властей на свой космодром в Нижегородской области. Но ведь у компаний Virgin Galactic и Blue Origin, созданных Брэнсоном и Безосом, тоже не сразу все получилось. Основатель первой шел к своей мечте 17 лет, второй — 21. Испытания ракетоплана Virgin дважды заканчивались авариями и гибелью испытателей. Почему богатейшие люди Запада идут до конца и заставляют говорить о себе с восхищением, а наши в космос инвестируют анонимно, будто стесняются этого или даже боятся?
«Миллиардерам из России хочется быть похожими на Брэнсона и Безоса. Но для тех предпринимателей космос — страсть, мечта детства, а для наших — игрушка типа футбольного клуба, — оценивает два разных подхода эксперт по аэрокосмической промышленности, доцент РАНХиГС Павел Грибов. — Космический проект невозможно сделать для хайпа, как сейчас говорят. Это методичный, тяжелый, длинный процесс. Российские бизнесмены к этому не готовы, но попробовать хочется. Поэтому вложения не афишируются, чтобы не оконфузиться. При этом $150 млн, которые планировалось инвестировать в „КосмоКурс“, — скромные деньги, которых достаточно только для старта».
За державу, конечно, обидно: Россия снова уступила загранице первенство в области, где была первопроходцем. Но, если отбросить эмоции, стоит ли переживать? А если всерьез тревожиться, то о чем?
«С технической точки зрения проекты Virgin Galactic и Blue Origin несложные. Это повторение технологий, опробованных 50-60 лет назад, — отмечает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если бы туристическую ракету и стартовый комплекс внесли в госпрограмму создания новой техники, то „Роскосмос“ такое задание выполнил бы. Но космический туризм государству неинтересен. Заплатить за полет, длящийся час-полтора, под силу только очень богатому человеку, каких мало в нашей стране».
Отредактировано Суникол (2021-08-20 04:37:27)