Вчера был задан вопрос о причинах падения российского экспорта. Точный ответ плавает в следующем многоугольнике полюсов:
1. Оружейные высокотехнологичнские контракты имеют длинный цикл, в среднем 7-10 лет. Подготовка контракта занимает где-то 2 года. Далее - исполнение контракта. Нужно помнить, что никто продукцию в склад не делает, нужное количество производится под заказ. Также надо учитывать большие проблемы нашей промышленности с серийностью, которой нет только наверно в боевой авиации и ПВО, отрасли, которые выжили и дали импульс другим исключительно за счёт экспортных контрактов. Где-то год назад как раз подошли к исчерпанию контакты, заключённые в 2011-12 годах.
2. Заполнение ниш. Любой рынок имеет свою емкость и в ряде конкурентных для нас ниш - например тяжелых истребителей, возможность наполнения для нас исчерпана. Более того, случилось вообще немыслимое для оружейного рынка - продукт создал новые ниши. Например, мало кто говорит, но Венесуэла была прорывом и большой победой для российского ВПК. Там мы армию полностью перевооружили под российское вооружение. И эта удача была обоюдоострой, система ПВО стала одним из факторов остановивших возможную американскую агрессию.
3. Рынок изменился. В силу ведения малых локальных конфликтов средней эффективности кардинально изменился запрос. Никому не нужны масштабные фронтовые операции, конфликты ведутся с максимальным удавлением и точностью удара. Это создало спрос и рынок на высокоточные артиллерийские и авиационные боеприпасы, использование БПЛА и легкой штурмовой авиации. Здесь, нужно признать, Минобороны со своими радикально устаревшими концепциями этот рынок и эти возможности для повышения своей эффективности упустило. Нам пока там предложить просто нечего.
4. Происходит переход на следующий технологический этап, в первую очередь в авиации, как самой высокотехнологической отрасли. Переход США на Ф-35 выкинет на рынок сотни самолётов прошлого поколения, которые будут продавать за доллар, отбивая цену на сервисе.
5. Появление новых игроков, в первую очередь Китая, который занимает во многом нишу России, предлагая в том числе высокотехнологическую продукцию - БПЛА, авиацию, высокоточные боеприпасы.
6. Резко усиливающаяся конкуренция. США прямо выкручивают руки потенциальным покупателям, угрожая санкциями, отключением от банковской системы и тд. Так, например у нас отбили Индонезию и по многом Индию. Министр обороны США раз в год делал специальный мировой вояж, выбивая наши контракты и устраиваясь свои. Это не считая поездок Трампа, который показал себя очень эффективным лоббистом американского ВПК.
7. Ну и на сладкое - пассивность, очень низкий уровень маркетинга и ведения продаж. По сути ключевые контракты у нас пробивает Президент, а промышленность и РОЭ выступают операторами. Полудохлый украинский ВПК по уровню маркетинга и продажной активности кроет нас как бык овцу. Все что они сейчас имеют по ремонту авиации, продажам ракетной техники (все остальное впало в кому после 14 года) это все наши недоработки. Мы преступно пассивны, относимся к ключевым покупателям (суннитские монархии, индийцы, азиаты и тд.) высокомерно, в стиле «жрите, что дают». А зачастую они более компетентны в вопросе, чем наши представители, такие казусы были не раз. Сколько контрактов было упущено из-за лени, отсутствия инициативы, и просто некомпетентности наших представителей. Сюда же можно заложить неадекватное ценообразование, отсутствие гибкости и инструментов поддержки продаж. Зачастую наши продавцы как советская торговка за прилавком, вот ценник, не нравится - ну и пиздуй отсюдова.
Вот где-то в этом пространстве и лежат причины падения объёма наших оружейных контрактов.
Ссылка
По некоторым данным падение оружейного экспорта РФ - 50%.